Спустя два года после ЕДГ: анализ активности депутатов Государственной Думы в социальных сетях

17.08.2023

КГ «Полилог» представила результаты исследования «Депутаты Госдумы в социальных сетях: как парламентарии ведут свои аккаунты спустя два года после избрания?».

Ведение социальных сетей — неотъемлемая часть работы современного политика. Не только во время выборов, но и на постоянной основе. Но не все депутаты Государственной думы VIII созыва одинаково активны в соцмедиа. Часть из них, как выяснилось, сократила присутствие в медиа сразу после ЕДГ-2021.

Социальные сети ведут 395 депутатов. Суммарно это 1 006 страниц и аккаунтов на пяти площадках («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Дзен и RuTube). Их общая аудитория равна 8,3 млн (8 285 171). Вообще не представлены в соцмедиа 11% парламентариев (51). Telegram-каналов нет у 104 депутатов, хотя именно в этом мессенджере, по мнению экспертов, сосредоточена аудитория, больше всего интересующаяся депутатской деятельностью.

Распределение аудитории и количество соцсетей парламентариев связано с их возрастом. У молодых депутатов основная аудитория, 97% подписчиков, находится в ТГ и ВК, у других возрастных групп в них 89% (35—55) и 85% (55+). Чем старше депутат, тем меньше у него соцсетей. Депутаты до 35 лет (18 человек) в среднем имеют три соцсети (2,6 на человека). В возрастной группе 35—55 лет (211 человек) — две соцсети (2,3). Депутаты 55+ (217 человек) — чуть меньше двух соцсетей (1,89).

Павел Склянчук, член комитета РАСО по политтехнологиям, автор ТГ-канала «Эксперт по Госдуме» прокомментировал исследование:

«Если у депутата Госдумы нет соцсетей, то, скорее всего, потому, что у него нет пиарщика, который его убедил, что это must have. Лучше не иметь личный Telegram-канал, чем заводить его просто потому, что «так надо». На мой взгляд, будущее за коллективными брифами, когда один канал становится тематической трибуной фракции или думского комитета».

Есть и гендерные различия. В среднем на мужчин-депутатов подписано 19 986 человек, на женщин — лишь 11 405. При этом, средняя представленность в соцсетях у женщин (93%) выше, чем у мужчин (88%). Депутаты женского пола чаще отдают предпочтение ведению только личных страниц. Парламентарии-мужчины выбирают эту стратегию на 15% реже, предпочитая комбинацию «личная страница + сообщество».

Способ избрания сильно влияет на активность и популярность депутатов в соцмедиа. Одномандатники чаще ведут социальные сети — 95% против 82% у списочников. Заметно выше и их аудитория: суммарная — 4 970 140 против 3 317 368, а средняя — 22 188 против 14 943 соответственно.

Среди партий 100% представленности депутатов Госдумы в соцсетях добились фракции «Новые люди» и ЛДПР. СРЗП лидирует по среднему количеству подписчиков на одного депутата — 35 685. Но наибольшее медианное значение по количеству аудитории у ЛДПР — 8 822. «Единая Россия» уступает по этим показателям другим партиям, но стабильно удерживает третье место. Наименее представленная в соцмедиа фракция — КПРФ. Почти 40% её депутатов не имеют аккаунтов в социальных сетях.

Екатерина Азанова, политолог, эксперт КГ «Полилог» отмечает:

«Оперативная работа в социальных сетях — это не только имиджевый инструмент для политика. При грамотном использовании она может также стать драйвером реальных изменений. Многие депутаты с началом частичной мобилизации запустили боты для сбора информации о неправомерной отправке на фронт. Так, например, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, подводя промежуточные итоги работы ботов, отмечал, что удалось аннулировать более 400 повесток, выданных студентам, не подлежащим мобилизации».

Значительная часть аудитории депутатов всех фракций находится в Telegram. Для «Новых людей» это вообще основная площадка для коммуникации с избирателями и сторонниками. Исключение — КПРФ, скорее всего, её ядерный электорат и сторонники концентрируются в традиционных соцмедиа. В Дзене выдающихся результатов достигла СРЗП за счёт популярного канала Михаила Делягина (217 тыс. подписчиков). Наименее востребована у депутатов соцсеть RuTube, так как видеоформат куда сложнее в реализации. Особый случай — канал Олега Матвейчева (ЕР).

В ТОП-5 депутатов-соцмедиалидеров вошли 3 депутата от «Единой России» и 2 от СРЗП: Вячеслав Володин (ЕР, 1 122 578 подписчиков), Тимофей Баженов (ЕР, 729 366 подписчиков), Адам Делимханов (ЕР, 650 328 подписчиков), Михаил Делягин (СРЗП, 422 139 подписчиков) и Сергей Миронов (СРЗП, 192 289 подписчиков).

Евгения Тарасова, политолог, эксперт КГ «Полилог» говорит:

«Присутствие депутатов в сети в 2023 году — определенный стандарт качества их работы. Социальные сети позволяют политику быть открытым к запросам граждан, информировать их о своей повестке и получать обратную связь. И гарантируют, что до депутата сможет «достучаться» гораздо большее количество людей, чем в офлайн-режиме. Кроме того, активные профили в соцсетях — это публично-имиджевая история, которая влияет на узнаваемость и популярность политика».

С полной версией материала можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/MWjbRHL0uYqv8Q

Контактное лицо: Александр Хазариди, +7 (926) 912-39-54, pr@polylog.ru