«Мы не случайно начали анализ с самого популярного в течение 5 лет Конкурса малых городов и исторических поселений. За это время страна совершила серьезныий профессиональный прыжок в вопросах развития проектов городского развития. Но не время останавливаться на достигнутом! Весь накопленный опыт и практики должны стать основной для уверенного, осознанного и самостоятельного шага вперед», — отметила директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.
«Анализ лучших практик, и разбор того, как разные регионы подходят к комплексной реализации проектов, будут полезны всем муниципалитетам и участникам программы», — подчеркнул представитель Проектной дирекции Минстроя России Джемал Сурманидзе.
В презентацию вошел анализ 12 муниципальных образований с населением от 5 до почти 100 тысяч человек. Так, у Бавлов (Республика Татарстан) 4 победных заявки из 4 поданных: «Институт развития городов Республики Татарстан» играет ведущую роль в планировании и работе над заявкой, а за городом закреплена команда проектировщиков, которая последовательно разрабатывает проекты благоустройства по ранее составленному плану стратегического развития каркаса общественных пространств. В Олёкминске (Республика Саха (Якутия), 2 победных заявок из 3. Здесь даже суровый климат и логистическая удаленность не мешает заниматься комплексными проектами: управляющая территорией организация решает вопросы благоустройства от заключения прямых договоров с подрядчиками до содержания реализованных объектов, а общественный совет контролирует работы. В Сысерти (Свердловская область) всего две победных заявки из 6 поданных, однако в городе вышли за пределы конкурса, сформировав команду акторов развития территорий, куда вошли сотрудники администрации, городские активисты, представители СМИ и предприниматели.
Выводы глубинного анализа программы посвящены трем темам.
Компетенции и организация работы над заявками. В числе предложений АСИ: создать комплексную систему мотивации специалистов регионов и муниципалитетов по работе с проектами благоустройства, проводить системную работу по повышению уровня компетенций специалистов региона и муниципалитета, включить региональные центры компетенций (РЦК) в работу по городскому развитию и повышению уровня компетенций команд муниципалитетов, а также собрать доступную для всех участников городского развития базу, включающую методические рекомендации, алгоритмы, чек-листы и лучшие практики. «Все движение должно поменяться от системы оценки и контроля до системы поддержки, и трансляции», – считает эконом-географ, разработчик образовательных программ в сфере территориального развития Галина Пивовар.
Стратегическое планирование и организация программ. В рамках исследования разработчиками предложено использовать системный подход, синхронизировать мероприятия с федеральными, региональными, муниципальными программами и частными инициативами с целью достижения бoльших результатов, а также разрабатывать стратегии городского развития, основанные на связанности общественных пространств, для планирования бюджета и выстраивания единой системы управления.
По словам генерального директора Фонда «Институт экономики города», директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Александра Пузанова, только 6% городских поселений имеют стратегии, к тому же есть вопросы к их качеству и возможности учесть пространственные аспекты. «Один из возможных стимулов городов разрабатывать комплексные стратегические документы — включить критерий наличия стратегии для предоставления тех или иных мер поддержки», — отметил эксперт.
Управление. Необходимо создать условия для качественного межведомственного взаимодействия всех участников процесса (региональная и муниципальная администрация, РЦК, проектировщики, подрядчики, жители), а также масштабировать принципы межведомственного взаимодействия, заложенные в Конкурсе малых городов, при работе с другими проектами городского развития — к таким выводам пришли авторы исследования. «Благодаря конкурсу как инструменту стало понятно, что нужно считать экономику. Пусть это даже небольшой инвест-лот в виде маленькой кофейни в парке на два рабочих места. Важно понимать, как это работает», — поделилась руководитель проектного отдела Фонда «ДОМ.РФ» Ксения Голубева.
Директор центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов отметил важность целевого образа города: «Мы сталкиваемся с тем, что когда беседуем с муниципальными и другими стейкхолдерами, то на простой вопрос „А давайте представим образ будущего. Что вы хотите через 10-20 лет?“, не можем получить ответа. Часто получается набор фантазий: туризм, IT-кластер, креативные индустрии. Целевой образ является процессом консенсуса. Парадокс заключается в том, что его невозможно разработать только изнутри. Внешнее навязывание не принесёт результата работы команд. С одной стороны, на город надо посмотреть снаружи, с другой - понять его идентичность».
Следующим этапом программы станет подготовка экспертно-аналитического доклада, методических рекомендаций, чек-листов и алгоритмов, которые смогут существенно упростить работу над комплексными проектами городского развития. Все они будут доступны на сайте АСИ.
Стратегическое планирование, синхронизация и управление: АСИ провело глубинный анализ лучших городских проектов
23.10.2023
19 октября состоялась презентация итогов глубинного анализа проектов в рамках Конкурса малых городов и исторических поселений. Это часть программы АСИ «Технологии и практики разработки проектов комплексного развития городской среды». Программа проводится совместно с Минстроем России, при поддержке ДОМ.РФ, ВАРМСУ, Ассоциации разработчиков проектов развития территорий и комфортной городской среды.