Строительство третьего главного пути между Череповцом и Вологдой (Хемалда – Вологда)

29.12.2023


Строительство третьего ж/д-пути между Череповцом и Вологдой (Хемалда – Вологда) нацелено на повышение провозной способности этого участка Северной железной дороги (СЖД), который соединяет порты Северо-Запада с целым рядом логистических и индустриальных центров в центральной части страны. Сейчас Череповецкий железнодорожный узел находится на втором месте по грузообороту среди транспортных хабов СЖД, ежедневно здесь проходят около 180 поездов, многие из которых следуют к портам Северо-Запада.

Поэтому акценты в инвестиционной программе РЖД по развитию этого участка СЖД сделаны на устранении так называемых «инфраструктурных барьеров», то есть тех ж/д-объектов, которые не «тянут» необходимый уровень провозной способности. В числе недавних преобразований - ввод в эксплуатацию 3 приемоотправочных путей транзитного парка на станции Череповец II (каждый путь протяженностью 1,5 км). Движение по ним открыли в начале декабря – и теперь каждый новый путь может обслуживать поезда длиной до 100 вагонов. Учитывая амбициозные планы по развитию экспортного потенциала портов Северо-Запада, нагрузка на этот транспортный узел в ближайшие годы будет только расти. Например, уже в 2024 году на берегу Кольского залива начнутся отгрузки угля через порт «Лавна», грузопоток оценивается в 18 млн тонн в год.

В свете этого актуальность расширения этого участка СЖД за счёт создания третьего ж/д-пути только повышается, хотя решение о включении данного объекта в инвестиционную программу принималось ещё в 2019 году, когда развитие экспортного потенциала портов Северо-Запада было только в планах. Но уже очевидно, что «простаивать без дела» новому пути точно не придётся.

Согласно документам, работы на объекте будут проводиться в период с 2023 по 2025 год, но структура затрат по годам явно показывает, что наиболее значимые виды работ будут проводиться в 2025 году (примерно 6,2 млн руб. инвестиций). В 2023 году на этот объект было выделено всего 200 тысяч руб., что указывает на подготовительный характер работ (возможно, предпроектные изыскания).
Автор материала: Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов