Тема: Ускоренная разработка малой авиации


Российская авиационная промышленность последовательно развивается. По поручению Президента РФ Владимира Путина в стране разрабатываются конкурентоспособные суда для малой авиации.

Тема: Ускоренная разработка малой авиации
Уже в 2026 году должен появиться многоцелевой самолет «Байкал». Глава государства отметил, что под его реализацию необходимо предусмотреть меры государственной поддержки. В частности, лизинговые программы для российских авиакомпаний.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС профессор Екатерина Авдеева отмечает: «22 ноября 2022 года были внесены изменения в государственную программу "Развитие авиационной промышленности" (утверждена 15 апреля 2014 года), цель которой создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска продукции. В программе говорится, что именно авиастроение является одной из ключевых отраслей народного хозяйства РФ, так как оказывает мультипликативный эффект на многие отрасли и развитие всей экономики в целом: она создает предпосылки для повышения эффективности других отраслей, а также формирует механизм диффузии инноваций, то есть применения высокотехнологичных решений авиастроения в автостроении, космической промышленности и так далее.
Важной проблемой является также создание системы продвижения отечественной авиационной техники как на внутреннем, так и на мировом рынке, используя различные финансовые инструменты: лизинг, кредит – модифицируя их под потребности конкретной страны, региона. Все эти проблемы возможно решить, только формируя соответствующую нормативную базу, которая должна учитывать специфику российского и мирового рынков.
Необходимо отметить, что большая часть авиационной промышленности России направлена на производство продукции военного назначения, что связано с большими объемами государственной поддержки. Выпуск же гражданских самолетов только предстоит наладить, и именно на эту сферу нацелены усилия производителей в настоящее время, так как недостаточные объемы производства в данном секторе влекут удорожание конечного продукта (низкую рентабельность) – самолета, а следовательно, и снижение конкурентоспособности его на мировом рынке. Между тем, именно рынок пассажирских перевозок является наиболее емким и привлекательным по объемам получаемой прибыли. Среди проектов, осуществляемых ОАК, выделяются: МС-21 – среднемагистральный самолет, SSJ-NEW – ближнемагистральный самолет Сухой Суперджет в максимальной комплектации с импортозамещением; Ил-114-300 – региональный пассажирский самолет; широкофюзеляжный дальнемагистральный российско-китайский самолет.
Не так давно в правительстве вернулись к идее создать укороченную версию самолета МС-21. О старте работ над МС-21-210 в апреле текущего года говорил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский. Предполагается что МС-21-210 - будет вмещать ориентировочно до 160-170 пассажиров. Новая модификация будет иметь крыло, изготовленное из отечественных композиционных материалов, российское бортовое оборудование и двигатели ПД-14.
О еще более амбициозной задаче заявляет вице-премьер Виталий Савельев: Россия в ближайшее время вернется к созданию пассажирских гиперзвуковых самолетов. По его словам, сегодня для создания такого лайнера на новой технологической базе есть все необходимые наработки. Говоря об уникальных проектах в авиа отрасли, вице-премьер также выделил самолет Ту-155, работающий на жидком водороде и на сжиженном природном газе. Он выполнил более 100 полетов и установил 14 мировых рекордов.

Одним из прорывов в авиастроении является создание нового турбовинтового регионального самолета на 44 посадочных места — TBPC-44 "Ладога", который можно будет эксплуатировать на грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой. Главное его достоинство в том, что его комплектация, материалы и крепеж являются на 100% отечественными, а конструкторские разработки — новыми. Разработка данного самолета ведется на нескольких предприятиях России: на предприятиях "Авиакор" г. Самара и Смоленском авиационном заводе ведется создание опытных образцов данного самолета; "ОД-Климов" г. Санкт-Петербург занимается разработкой двигателей ТВ7-117СТ-02 для самолета; сборка — на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Данное судно позволит восстановить спрос на полеты и развивать рынок региональных перевозок, что особенно актуально в условиях нашей страны и ее больших расстояний».