Туристический бренд городов предложено развивать с помощью виртуальной реальности


Результаты исследования представят на II-ом Международном научно-практическом форуме по передовым достижениям в науке и технике SciTech 2022

Туристический бренд городов предложено развивать с помощью виртуальной реальности
Российский ученый кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) Наталия Ефремовна Козыренко разрабатывает концепцию виртуальной городской среды «Сны о Харбине», которая должна повысить туристический потенциал «северной столицы» КНР.
Результаты своего исследования ученый представит на II-ом Международном научно-практическом форуме по передовым достижениям в науке и технике SciTech 2022, который пройдет 24 - 25 февраля 2022 г. в очном и онлайн форматах на площадках организаторов - Ассоциации поддержки научных исследований (г. Барнаул, Россия) и Пензенского государственного технологического университета (г. Пенза, Россия).
Российский ученый, кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды ТОГУ Наталия Козыренко поставила перед собой задачу повысить туристический ресурс города за счет использования новых компьютерных технологий – VR – виртуальной реальности и AR – дополненной реальности. В качестве объекта исследования был взят город Харбин, административный центр провинции Хэйлунцзян КНР. Основанный в 1898 г. русскими поселенцами Харбин сегодня часто называют «северной столицей» Китая. Город имеет богатую историю, что делает его одним из главных туристических центров Поднебесной. Более 20 лет Наталия Козыренко участвует в проектах правительства провинции Хэйлунцзян по реставрации архитектурно-исторического наследия Харбина.
«На устойчивое развитие города влияют много факторов. Сегодня отмечается явная тенденция формирования его как товара, который пользуется на рынке услуг спросом и имеет свою цену. На измерениях “цены территории” построены рейтинги привлекательности городов. Количественными показателями притягательности города являются рост численности населения и число туристов, - комментирует идею концепции Наталия Козыренко. – В настоящее время в Харбине активно развивается историко-культурный, событийный, фестивальный, деловой, рекреационный и лечебный туризм. Однако анализ видов туризма в городе показал необходимость их содержательного изменения. Интерес к историко-культурному наследию в связи с утратой специфической среды русского Харбина резко падает. Поэтому актуальными являются мероприятия по восстановлению исторических объектов». И здесь на помощь российский ученый решила привлечь современные технологии создания виртуальной реальности.
В настоящее время развитие туризма определяется материальными ресурсами. Но современные компьютерные технологии позволяют сформировать новый ресурс. Российский ученый ввела в научный оборот понятие «виртуальная городская среда». Использование новых компьютерных технологий позволяет смоделировать виртуальную городскую среду, как историческую, так и гипотетическую из будущего на примере конкретной территории.
Наталия Козыренко разработала новую цифровую концепцию - «Сны о Харбине», в основу которой были положены VR и AR технологии (виртуальная и дополненная реальность). Виртуальная модель даст возможность с исторической точностью воспроизвести старую среду Харбина начала ХХ в. в реальном пространстве, в котором гости и жители города могут передвигаться по улицам, заходить в легендарные дворы-колодцы, посещать известные магазины и при этом видеть интерьеры прошлого.
Для реализации данной концепции был создан банк электронных ресурсов (3D модели всех исторических сооружений Харбина). Чтобы такая VR среда полностью заменила окружающую действительность и создала эффект полного погружения, необходимо графическое восстановление всех элементов городской архитектуры и инфраструктуры: реклама, вывески, афишные тумбы, светильники, инженерные сооружения и.д. Подобная технология позволит достичь высокую степень реализма, и пользователи не почувствуют разницы между виртуальной реальностью и существующей средой. Именно в этом направлении сейчас ведется исследование: сбор и анализ фотодокументов старого Харбина для прототипирования.
«VR и AR технологии позволят нам создать послойное наложение виртуального мира на реальный. Пользователи посредством гаджетов (например, очков виртуальной реальности) смогут взаимодействовать с физической средой Харбина, получая новую информацию из дополненной реальности. Здесь учитывается распознавание образов за счет отслеживания маркеров, расположенных на основных плоскостях поверхностей и добавление цифровых элементов. Смешанная реальность объединяет два подхода и позволяет реальным и искусственным объектам взаимодействовать в одном трехмерном пространстве. В реальном пространстве мегаполиса жители и гости Харбина смогут погрузиться в историческое прошлое города или увидеть невероятные архитектурные миры его будущего», - объясняет Наталия Козыренко.
Как уже отмечалось, в цифровую реальность Харбина пользователь сможет погрузиться с помощью специального технического и программного обеспечения, с использованием сенсорных устройств. В качестве основных воздействующих на чувства человека факторов выступают осязание, слух и зрение. Только при полном комплексе возможно передать наиболее реалистичные ощущения, погрузить пользователя в искусственно созданный мир. Создаваемые эффекты проецируются на сознание человека и позволяют испытывать ощущения, максимально приближенные к реальным.
Цифровая концепция станет новым брендом Харбина, изменит его имидж и в перспективе определит новый вектор развития архитектуры и дизайна, уверена российский ученый.
В ближайшее время Наталия Козыренко планирует на уровне эксперимента апробировать технологию создания виртуальной среды города на примере Харбина. Уже подготовлены цифровые модели по финансируемой правительством провинции Хэйлунцзян программе «Счастливый Харбин», которые затем будут использованы для формирования виртуальной среды цифровой концепции «Сны о Харбине». Реализация программ позволит расширить виды туризма (научный, учебный, образовательный, познавательный), увеличить целевой контингент и изменить возрастную аудиторию - демонстрация RV и AR технологий в реальном пространстве должна повысить интерес к достопримечательностям Харбина прежде всего среди молодежи.
При этом «Сны о Харбине» - лишь пилотный проект. Концепция предполагает ее масштабирование на примере любого города. Необходимо лишь достаточное количество визуальных материалов для создания цифровой базы. Наталия Козыренко надеется, что ее разработка в перспективе поможет и российским городам обновить свой туристический бренд.
Напомним, что доклад Н.Е. Козыренко «Виртуальная среда города» будет представлен на II Международном научно-практическом форуме по передовым достижениям в науке и технике SciTech 2022. В работе форума примут участие ведущие ученые, преподаватели, эксперты и практики в вопросах научно-технологического развития России, прорывных технологий и передовых научных исследований из более 13 регионов России, а также Азербайджана и Киргизии.
Организаторами форума являются Ассоциация поддержки научных исследований (г. Барнаул, Россия) и Пензенский государственный технологический университет (г. Пенза, Россия). Информационный партнер: научно-технический журнал «Информация и Космос» (ISSN 2072-9804). Форум состоится 24-25 февраля 2022 г. в очном и онлайн форматах. Даты проведения постерной онлайн-сессии: 26 февраля - 20 марта 2022 г. Условия участия см. на сайте Ассоциации поддержки научных исследований.