Творчество без закрытых дверей: мигранты в российской сфере искусства


Трудовая миграция затрагивает все сферы деятельности, включая творчество и искусство. И, оказывается, Россия уже стала домом для огромного количества творческих деятелей со всего мира

Творчество без закрытых дверей: мигранты в российской сфере искусства
Трудовая миграция затрагивает все сферы деятельности, включая творчество и искусство. Однако и в ней всё происходит по смежным причинам – поиск более выгодных мест работы, которые родина часто не может предоставить. И, оказывается, Россия уже стала домом для огромного количества творческих деятелей со всего мира.

Многие знают актёра армянского происхождения Арарата Кещяна по роли Майкла в сериале «Универ» и «Универ. Новая общага». Комедийную карьеру он начал с выступлений в КВН и со своей командой сразу же стал абсолютным чемпионом города Сочи, а в следующем сезоне с успехом делает это повторно, после чего его приглашают в московскую команду «Сборная РУДН». До 2009 года Кещян занимался исключительно КВН-ом, где заработал большое количество престижных наград, пока не получил роль Майкла в упомянутых сериалах. С этого момента, не имея актёрского образования, Арарат Кещян начинает карьеру артиста и телеведущего. На его счету семь фильмов и три сериала, также он является ведущим программы «НЕ ФАКТ» на телеканале «Звезда».

Американец Один Байрон, которого многие знают по роли Фила Ричардса ещё в одном популярном российском ситкоме «Интерны», с детства испытывал интерес к загадочной России. Он зачитывался историями о необъятном озере Байкал, упоённо слушал, как дед цитировал Пастернака. Поэтому, когда на третьем курсе факультета музыкального театра университета Мичигана студентам предложили стажировку по обмену в другие страны, Байрон не соблазнился романтикой Франции и эстетикой Англии, а выбрал Школу-студию МХАТ в Москве. Американский студент с нежными голубыми глазами настолько всех очаровал, что ему предложили остаться и перепоступить на курс Константина Райкина. Так и началась его деятельность в России. В свободное от пар время он учил русский на индивидуальных курсах, хотя лучшие уроки языка, как говорил сам актёр, он получил в общаге. После этого Байрон играл в театре «Сатирикон», а в 2011 году впервые появился в сериале «Интерны», где к нему окончательно пришла популярность. С этого момента он стал активно развивать свою актёрскую карьеру в России, а в 2013 году получил вид на жительство. Сейчас Один Байрон является штатным актёром театра «Гоголь-центр».

Бывший художественный руководитель театра оперы и балета в Перми Теодор Курентзис родился в Афинах в музыкальной семье. Он закончил консерваторию, основал маленький оркестр в родном городе и неизвестно, как бы дальше сложилась его судьба, если бы в 1994 году в Петербурге не набирал курс легендарный дирижёр Илья Мусин, куда пока ещё музыканту Курентзису удалось поступить. С того времени его жизнь была неразрывно связана с Россией. Он был ассистентом дирижёра оркестра Петербургской филармонии, затем дирижёром Национального филармонического оркестра России, с 2004 по 2010 гг. – главным дирижёром Новосибирского театра оперы и балета, а с 2010 по 2019 гг. – художественным руководителем театра оперы и балета в Перми. При нём Пермь стала настоящей столицей русской оперы. Главным творческим методом Курентзиса и основанного им коллектива musicAeterna стал аутентический подход к исполнению музыки, при котором средневековые и ренессансные музыкальные композиции исполнялись на детально воспроизведённых инструментах, например, на смычковых с жильными струнами. Успех в России и любовь к ней побудили дирижёра в 2014 году принять российское гражданство. На данный момент Теодор Курентзис сделал свой проект musicAeterna независимым, его регулярно приглашают на престижные мировые музыкальные фестивали, на многих из которых до него Россия никогда не выступала.

Ещё один иностранный дирижёр, успешно реализующийся под российским флагом, – итальянец Фабио Мастранджело. Как и наш предыдущий герой, он родился в музыкальной семье, что сразу определило его судьбу. После окончания консерватории в Италии и аспирантуры в Швейцарии у Фабио началась невероятно насыщенная карьера. Он гастролировал по миру, дирижировал оркестрами Канады, Венгрии, Украины, государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестрами Карелии, Кисловодска, Нижнего Новгорода. В дуэте с виолончелистом Сергеем Словачевским выступал в Японии, России, Франции, Канаде, США. Это не единственная его связь с нашей страной. В 2007–2009 гг. Мастранджело занимал должность главного приглашённого дирижёра Екатеринбургского театра оперы и балета, а в 2009–2010 гг. – пост его главного дирижёра. В 2011 году Фабио принял российское гражданство, а вслед за этим его творческий путь целиком стал связан с Россией. Он руководил оркестрами в Новосибирске, Республике Саха, Санкт-Петербурге, а с 2018 года является главным дирижёром Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Зрители театра «Модерн» знают, что уже несколько лет в нём играет актёр из Нигерии Диллон Олойеде. В 90-е годы он вслед за братом выехал с родины в Россию, где учился на юриста, а параллельно оплачивал обучение за счёт участия в показе мод и танцев в ночных клубах. Потом создал своё Dillon Show, в составе которого, помимо него, были ещё три девушки. Когда очередная участница, забеременев, покинула шоу, Диллон начал участвовать в мужских шоу – «Candy Men», «Экс-Мэн», «Тарзан-шоу», благо пышущий здоровьем чернокожий молодец вызывал интерес у неискушённой русской публики. Вскоре юрист попробовал поступить в московские театральные вузы, но везде получил отказ. Так что артистом он стал в Канаде. По возвращении в Россию Диллон отправился на кастинг в новый спектакль Юрия Грымова в театре «Модерн», где, как оказалось, был необходим высокий и накаченный артист на роль дикого африканца. Здесь он и играет по сей день, а параллельно пишет книги по психологии.

Илья Голубев
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»