Это устройство для коррекции гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста, работающее на основе БОС-терапии (метода биологической обратной связи). Школьно-студенческий проект разработан в рамках программы «Кадры будущего для регионов».
«Традиционно тренинг с биологической обратной связью использует зрительный контроль, то есть, как правило, это работа с монитором компьютера, что чрезвычайно вредно для зрения детей, вызывает перевозбуждение у дошкольников, и, естественно, противопоказано гиперактивным детям. Разработанное нашей командой устройство наоборот помогает гиперактивному ребенку научиться контролировать себя, свое поведение и концентрировать внимание, что поспособствует в будущем его успешной адаптации в школе. «Волшебный фонарь» научит детей быть уравновешенными, спокойными, научит концентрации на одной задаче. А волшебный он потому, что рассчитан на детей дошкольного возраста, с которыми проще и эффективнее работать через сказочные образы», - пояснила директор центра молодежного инновационного творчества «Эврика» АлтГУ Ирина Николаевна Томилова.
«Волшебный фонарь» - это два сухих электрода, закрепленных на голове испытуемого, которые регистрируют электрическую активность мозга человека, преимущественно альфа-ритмы. В свою очередь аналогоцифровой преобразователь, встроенный в фонарь, с помощью преобразования Фурье, выделяет определенные частоты и зажигает светодиоды заданного цвета.
«Наше устройство абсолютно безопасно для испытуемого, поскольку только регистрирует сигналы, продуцируемые человеческим мозгом, - подчеркивает Ирина Николаевна. – Сейчас ребята находятся на этапе совершенствования разработки. Стремятся увеличить скорость реакции прибора и сделать сам «Волшебный фонарь» более привлекательным для детей».
Высокую оценку данной разработке молодых ученых дала доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии и педагогики АлтГУ, кандидат психологических наук Яна Константиновна Смирнова, получившая в 2019 году звание лауреата краевого конкурса «Интеллектуальный капитал Алтая». В настоящее время Яна Константиновна работает над проектом, одним из основных моментов которого является разработка модели поведения детей дошкольного возраста в коллективе. В частности, ученый выясняет, как на ранних этапах развивается контроль совместных действий у дошкольников и как помочь ребенку в его формировании, чтобы в дельнейшем он мог свободнее адаптироваться в коллективе. Данный проект получил грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых.
Ознакомившись с принципом действия «Волшебного фонаря», Я.К. Смирнова отметила, что прототип сделан на уровне мировых технологий. Подобные разработки для коррекции гиперактивности у детей уже существуют на Западе и в Японии, где используют технологию обратной связи для развития контроля внимания и коммуникативных навыков дошкольников.
«У нас состоялись предварительные переговоры с разработчиками о перспективах данного проекта, его применении на разных группах детей, нормально развивающихся и с задержкой развития, с целью дальнейшего улучшения и проработки навыков контроля и внимания. Это очень перспективный проект с точки зрения его коррекционных возможностей для реальной практической помощи детям, - подчеркнула ученый АлтГУ. – Мы планируем сотрудничать с создателями прототипа не только в плане доработки устройства, его усовершенствования для дальнейшего применения в области психологии внимания, развития навыков контроля, но и на практике, при его апробации и внедрении в учреждениях дошкольного образования».
Ученые АлтГУ создали устройство для коррекции гиперактивности детей
18.10.2019
Совместная разработка воспитанников Центра молодежного инновационного творчества «Эврика» Алтайского государственного университета и студентов опорного вуза Алтайского края под рабочим названием «Волшебный фонарь» получила высокую оценку психологов.