Вадим Горжанкин: Судебный PR - прерогатива избранных"


Ни для кого не секрет, что современная политика, бизнес или социально-культурная сфера немыслимы без опоры на PR-технологии, не стала исключением и юриспруденция. О том, почему все больше адвокатов и юридических компаний проявляют интерес к информационной поддержке судебных процессов, рассказывает Вадим Горжанкин, основатель агентства юридического маркетинга «Красное Слово» (входит в Коммуникационную группу «Красное Слово»).

Вадим Горжанкин: Судебный PR - прерогатива избранных"
– Вадим, прежде всего хотелось бы узнать, что такое судебный PR?

– Судебный PR – это управление процессами коммуникаций в течение всего правового конфликта с целью влияния на результат разрешения спора и защиты деловой репутации клиента и его бизнеса. Как правило, сопровождение идет в тесном взаимодействии юристов, которые защищают интересы клиента в суде, и собственно PR-специалистов, которые информируют СМИ, чиновников и общественность обо всем происходящем в выгодном для клиента ключе. Примерно так.

– Согласно вашему опыту, в каких случаях судебный PR является наиболее востребованным?

– В первую очередь необходимо отметить, что судебный PR – прерогатива избранных. Форсировать события и, условно говоря, манипулировать общественным мнением стоит лишь в том случае, если дело перспективно с точки зрения общественного резонанса, а также значимо с финансовой или имиджевой точки зрения. Как правило, такие дела связаны с известными компаниями или влиятельными фигурами.

– Вы имеете в виду, что судебный PR подразумевает непременное присутствие звезд шоу-бизнеса или первых лиц политического олимпа?

– Нет, не совсем так. В условиях российской действительности PR-поддержка судебных процессов гораздо чаще становится средством защиты для компаний, которые подвергаются рейдерским атакам, недружественным слияниям и поглощениям. Рейдеры стремятся сделать все как можно тише, привлекать внимание не в их интересах, силовые методы – крайний случай, а потому широкое освещение конфликта, формирование общественной нетерпимости к такого рода действиям – все это работает на скорейшее разрешение конфликта.

– Наверняка судебный PR немыслим без участия известного адвоката или правозащитника?

– Конечно, участие известного адвоката на стороне заказчика было бы неоценимым плюсом. Но, к сожалению, это случается не часто. Поэтому убежденность заказчика в том, что последнему необходим судебный PR, нередко возникает именно вследствие стараний адвокатов, которые благодаря делу заказчика и нашей PR-поддержке надеются сделать карьеру не на окружном уровне, а как минимум на уровне страны, понимая, что только громкие процессы гарантированно приводят к желанной известности.

– Как работает судебный PR?

– Судебный PR – по сути, разновидность кризисного. Цели четки, сроки сжаты, тактика агрессивна. В этом его сложность, но в этом и его сила. Чаще всего PR-кампания выстраивается с ориентацией на мнение судьи, общества, т. е. делается все возможное, чтобы склонить суд на сторону заказчика. В сущности, и судья, и присяжные – это такие же люди, как и все остальные, они тоже подвержены влиянию общественного мнения, читают газеты и общаются с родными и близкими, безусловно, они реагируют на привычные источники информации.

– Как вам удается создать тот самый общественный резонанс?

– Судебный процесс с известной компанией или медийным лицом всегда интересен СМИ, говорить о тяжбе будут все. Важно, чтобы они говорили то, что нужно вам! В этом заложена основная задача. При этом выигрыш судебного разбирательства отнюдь не всегда то, что нужно заказчику судебного PR: вы можете выиграть дело, но репутация компании или ее лица будет навсегда испорчена. Цель PR-компании не просто что-то громко прокричать, но и сохранить реноме.

– Какие услуги входят в стандартный набор судебного PR?

– Все и всегда начинается с информационно-правового анализа ситуации, благодаря которому происходит выявление и оценка возможных рисков и перспектив. Далее следует выработка единой PR-стратегии, подразумевающей определение основных носителей информации, ньюсмейкеров , «говорящей головы». Только после этого следует публичное освещение досудебной и судебной стадий разрешения спора. Необходимо отметить, что судебный PR немыслим без моделирования кризисных ситуаций и возможных вариантов их разрешения.

– Главным образом, о чем не следует забывать при освещении судебного процесса?

– Судебный PR не терпит неопределенности и общих понятий. Информация о проблеме должна подаваться четко и однозначно, так, чтобы не допустить разнотолков или предположений в СМИ. Поэтому основным ньюсмейкером кампании, как правило, становится профессиональный юрист. Залогом успеха служит работа в тесном взаимодействии со специалистами-правовиками.

– Cудебный PR – дорогое ли это удовольствие?

– Безусловно. Ведь судебный PR – это не просто донесение информации, а сложная оперативная работа в условиях кризиса. Часто решения принимаются практически мгновенно, они требуют особого профессионализма, наличия глубоких аналитических способностей у каждого члена команды и просто нечеловеческой интуиции, ведь малейшая ошибка при подаче информации – это крах всей кампании. Есть ряд конфликтных дел, за которые многие пиарщики и вовсе не возьмутся: ставки столь же высоки, сколь и ответственность. Впрочем, это скорее субъективная сторона. Также не стоит забывать, что ряд СМИ, при всем интересе к процессу или фигуре, не всегда соглашается на публикацию «нужных» материалов. Порой это связано с простым популизмом и «набиванием» цены за печатную полосу/эфирное время, порой – с нежеланием рисковать репутацией СМИ, порой – со страхом оказаться между молотом и наковальней. Поэтому, чтобы хорошо преподнести тот или иной процесс, нужны не только хорошие деньги, но и проверенные связи со СМИ. Нередко судебный PR связан с противодействием оппонирующей стороны, у которой тоже могут быть пиарщики. Для успеха нужно всегда быть на шаг впереди.

– Как?

– Профессиональный секрет!


Официальный сайт агентства юридического маркетинга "Красное Слово" http://juristmarketing.com/