Вячеслав Малафеев: Владельцы незарегистрированных дронов пока могут не опасаться штрафов


5 июля в России вступили в силу изменения в Воздушном кодексе, согласно которым все беспилотные летательные аппараты массой от 250 грамм должны в обязательном порядке ставиться на учет.

5 июля в России вступили в силу изменения в Воздушном кодексе, согласно которым все беспилотные летательные аппараты массой от 250 грамм должны в обязательном порядке ставиться на учет. При этом порядок постановки дронов на учет еще не определен. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию главу юридической компании «М16-Консалтинг» Вячеслава Малафеева.
«Согласно закону беспилотник может подняться от земли только при наличии разрешения на использование воздушного пространства. — говорит Вячеслав Малафеев. — А оно может быть выдано только зарегистрированному «воздушному судну», которому присвоен регистрационный номер. Игнорирование этого требования грозит штрафом — до 5 тысяч рублей для частного лица, до 300 — для юридического, причем нарушением может считаться даже просто отрыв не поставленного на учет дрона от земли». Напомним, что ранее госрегистрация была обязательна только для беспилотников массой свыше 30 килограмм.
Однако пока владельцы дронов могут не опасаться штрафов — как пояснил глава «М16-Консалтинг», к ответственности за запуск беспилотника без регномера нельзя привлечь до тех пор, пока не вступят в силу правила, в соответствии с которыми должна проводиться регистрация. Тем временем соответствующее постановление пока еще только готовится к направлению в Министерство юстиции. «Пресс-служба Минтранса уже официально сообщила, что до вступления этого правового акта в силу ответственность за запуск квадрокоптеров не предусмотрена. — отмечает Вячеслав Малафеев. — И это абсолютно логично: нельзя штрафовать людей за то, что они не прошли через несуществующую процедуру».
Согласно проекту постановления предполагается, что в заявлении на регистрацию владелец дрона должен будет указать данные о самом аппарате, стране-изготовителе и компании-производителе, названии, серийном номере, дате производства, предельной взлетной массе, а также о количестве и типе двигателей. Данные о владельце аппарата должны будут включать номер и серию паспорта, ИНН, а также контактную информацию (телефон и e-mail). Предположительно за учет и контроль малых беспилотников будет отвечать совместное предприятие РКС (Российские космические системы), «Ростелекома» и Госкорпорации по организации воздушного движения.
При этом, как отмечает руководитель юридической компании «М16-Консалтинг», в самом требовании регистрации дронов нет ничего из ряда вон выходящего. По словам Вячеслава Малафеева, во многих странах мира на протяжении последних двух лет были внесены подобные изменения в законодательство.