Это, пожалуй, самый насущный вопрос всех родителей школьников. Начинать процесс адаптации следует заранее к 1 сентября. Потому что здесь очень важно отталкиваться от понятия, что такое здоровая детская психика. Она формируется, когда есть ритмичность: распорядок дня, понятная рутина.
И сложность адаптации ребёнка к школе возникает тогда, когда мы понимаем, что летом этот ритм сбивается. Отсюда и нужно нам размышлять и совершать необходимые действия, чтобы в будущем вопрос трудности адаптации просто не возник. Проще говоря, если ребёнок не выпадет из ритма, соответственно, адаптироваться заново не нужно будет. Что для этого нужно?
Если ребёнок отдыхает на природе, то это должно быть не просто безделье и хаотичные занятия, а изучение природы: растений, птиц, насекомых, животных и любых явлений. Ребёнок должен быть постоянно включён в процесс познания: иметь ответы на вопросы, почему течение в реке, почему песок жёлтый и др.
Также это может быть чтение на каникулах. Да, возможно, не школьной литературы, а развлекательной, например, комиксы. Но подпитывать детское любопытство и навыки чтения необходимо. Можно просить ребёнка рассказать или нарисовать то, о чём он прочитал. Это всё будет работать на познание, на ритм, на мышление, которое будет легко адаптироваться к началу школы.
Но если ребёнку все-таки тяжело возвращаться в режим, в школьный социум, причём в довольно скученный социум, где в одном небольшом кабинете сразу оказывается 30 человек на половину дня или даже на целый день, выход тоже есть. Здесь детская психика испытывает дополнительное напряжение. Поэтому выход лежит через переключение на физическую активность.
Но не через секции, где будет строгость и какое-то движение по плану, а, например, самокат, велосипед или бег в парке, через рыбалку, сбор грибов в лесу. То есть необходим активный отдых в выходные, чтобы психика ребёнка успевала разгрузиться и переключиться.
Это намного эффективнее, чем заставлять ребёнка делать уроки даже в выходные до ночи. Ведь в последнем случае мы ломаем какой-либо процесс адаптации – учёба превращается в невроз. И как следствие, каждые каникулы ребёнок будет болеть, или даже сбой может произойти среди учебного года.
Во избежание таких ситуаций, родители должны понимать, что да, образование – это очень важно, но формирование здоровой психики ребёнка намного важнее. Поэтому здесь нужно задавать адекватный ритм и хотя бы один выходной оставлять на полный разгруз на природе, в бассейне или что-то подобное, приятное и полезное для нервной системы ребёнка. В этом случае он будет переключаться, но при этом привыкать к новому режиму. В одно и то же время будет приём пищи, сон, умственная и физическая активность. И никакого дополнительного стресса, к которому придётся адаптировать психику.
Конечно же, загруженность по сравнению с летом будет совершенно другая. Но если летом психика укрепилась, тело и мозг напитались, то тяжёлой адаптации у школьника к учёбе не будет.
Вот и лето прошло: как ребёнку войти в школьный ритм после каникул
06.09.2024
Психолог и руководитель Центра психологической поддержки в Москве Анна Рязанова рассказала, как помочь ребёнку адаптироваться к учёбе после летних каникул.