Возрождение Башкирской Джульетты в реставрационной мастерской Бахрушинского музея


Уникальная кукла – главная героиня постановки «Галима» Башкирского государственного театра кукол восстановлена реставраторами Бахрушинского. Кукла Галима – Башкирская Джульетта – хранилась в бахрушинском фонде детских и кукольных театров. В августе 2023 года экспонат отправился в реставрационную мастерскую Бахрушинского музея, где мастера вернули ему подлинный облик. После открытия новой экспозиции об истории детских и кукольных театров на территории первого в России Музейно-театрального квартала «Бахрушинский», куклу увидят все посетители музея.

Возрождение Башкирской Джульетты в реставрационной мастерской Бахрушинского музея
В преддверии 450-летнего юбилея города Уфы уникальная кукла – главная героиня постановки «Галима» Башкирского государственного театра кукол восстановлена реставраторами Бахрушинского. Кукла Галима – Башкирская Джульетта – хранилась в бахрушинском фонде детских и кукольных театров. В музейное собрание она попала из Государственного музея детских театров, коллекция которого вошла в фонды Бахрушинского музея в 2008 году. В августе 2023 года экспонат отправился в реставрационную мастерскую Бахрушинского музея, где мастера вернули ему подлинный облик. После открытия новой экспозиции об истории детских и кукольных театров на территории первого в России Музейно-театрального квартала «Бахрушинский», куклу увидят все посетители музея.
«Это планшетная кукла, предназначенная для работы, в так называемом "чёрном кабинете". Кукла создана из разных материалов: папье-маше, ткань, поролон, кожа, металл. Специалисты музея оценили степень сохранности всех материалов и приняли решение до демонстрации в экспозиционном пространстве провести необходимую реставрацию. Весь процесс реставрации занял около двух недель. Назад к нам в фонды вернулась Галима практически в первозданном виде! Это удивительно, как мастерам удается возвращать к жизни такие музейные предметы – они буквально рождаются заново из-под умелых, деликатных рук», – рассказывает Светлана Данилина, заведующая отделом фондов детских и кукольных театров Бахрушинского театрального музея.
Над реставрацией куклы трудилась художник-реставратор первой категории Бахрушинского музея Лариса Бастрыгина. Она отметила, что главное при работе с экспонатами – сохранить их подлинность, поэтому в каждом конкретном случае реставратор подбирает методики в соответствии с поставленными задачами.
«Была проведена комплексная очистка экспоната, в которую входила механическая и водная очистка. Предварительно был проведен частичный демонтаж деталей куклы. Были демонтированы руки, плечи и платье. Механическая очистка выполнялась при помощи мягких флейцев и ватных тампонов. Водная очистка проводилась с применением мягких моющих средств. Промывка текстильных деталей куклы осуществлялась в специализированной ванне, после чего они были помещены в расправленном виде на фильтровальной бумаге и высушены. Разрушающийся поролон в руках, шее и плечах куклы был заменен на синтепон. Все демонтированные элементы одежды и тела были смонтировали с соблюдением подлинных технологий, использованных при изготовлении куклы», – поделилась мастер проделанной работой.
Кукла Галима – главная героиня одноименного спектакля 1979 года Башкирского государственного театра кукол. Ученик Сергея Образцова, Владимир Штейн поставил этот спектакль, обратившись к классическому произведению башкирской литературы – повести Мажита Гафури «Черноликие». Это была одна из первых постановок для взрослых, которые выходили в театре под руководством Штейна. В репертуар для взрослых в Башкирском театре кукол также вошли постановки «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» по трагедии М. Карима, «Чертова мельница» и «Божественная комедия» И. Штока, «Мы сами с усами» Л. Валеева, «Альдерман из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина.
Постановка «Галима» получила интересную поэтическую интерпретацию повести Мажита Гафури. За высокой трагедией башкирских Ромео и Джульетты (Закира и Галимы) зрители следили, как за подлинной драмой, где светлое и чистое чувство влюбленных, подавлялось внешним давлением условных предрассудков. Жители деревни, по замыслу режиссера, с одинаковыми шаржированными лицами играли на контрасте с отдельной от толпы хрупкой фигуркой Галимы, через которую пропущены все события спектакля, чьими глазами зритель смотрел на мир, в котором сражаются любовь и ненависть.
Несмотря на трагическую судьбу Галимы, спектакль завершался оптимистично, с нотой надежды – по всей сцене разливалась умиротворяющая серебристая гладь реки с плывущими по ней фигурами, лица которых светились белым, волшебным светом.
На IV Международном фестивале театров кукол в Венгрии в 1982 году спектакль «Галима», представлявший советское искусство, был награжден специальным дипломом международного Союза деятелей театра кукол УНИМА. За этот же спектакль Башкирский театр кукол стал лауреатом премии им. Г. Саляма.