Время утильсбора


Российское правительство утвердило документ, согласно которому в первом квартале 2021 года ставка утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили увеличится на 25%, а на спецтехнику – в 3 и более раз.

Время утильсбора
Данная мера необходима по двум причинам: в 2020 году падение рубля по отношению к доллару составило 17%, а к евро – 24,1%. Другой фактор, повлиявший на решение властей об увеличении утильсбора – окончание действия последних активных соглашений о промышленной сборке. Соглашения были исключением из правил ВТО (Всемирная торговая организация), в состав которой Россия вошла в 2012 году. Пакты были приняты для того, чтобы избежать стоковых поставок иномарок в Россию, так как, по условиям ВТО, импортные пошлины в течение 7 лет должны были снизиться приблизительно до 5%. Для защиты отечественного рынка были приняты соглашения, по условиям которых на все импортируемые автомобили накладывался фиксированный сбор (для расчета величины пошлины 20 тысяч рублей необходимо умножить на различные коэффициенты объем двигателя авто, возраст машины). ВТО позволила России временно применять такие пошлины, однако срок действия договоренностей закончился в 2020 году.
Согласно планам Минпромторга, благодаря увеличению утилизационного сбора удастся эффективно стимулировать спрос на российском авторынке, а именно – продолжить внедрение программ льготного автокредитования и льготного лизинга, а также скидок на приобретение газомоторной техники. Формирование актуальных предложений в рамках этих программ имеет решающее значение для социально-экономического развития страны и поддержки социально-приоритетных категорий населения (молодежи, молодых семей и пр.), а также малого и среднего бизнеса.
В настоящее время большинство автомобилистов опасаются повышения стоимости импортных машин из-за индексации размеров утилизационного сбора, так как размер утильсбора закладывается в финальную цену авто. Ожидание роста цен вполне оправдано, так как ставки утилизационного сбора уже увеличивали в начале прошлого года. Тогда повышающие коэффициенты, в зависимости от объема двигателя транспортного средства, выросли на 18,6-145% (для машин с двигателем до 1 литра утильсбор вырос на 46,1%, а для автомобилей с двигателем 3,5 литра и выше – на 145%). Это привело к ощутимому росту стоимости новых машин в марте-апреле 2020 года: стоимость некоторых автомобилей увеличилась на 3-7%.
На мой взгляд, увеличение размера утилизационного сбора существенно отразится на стоимости иномарок. Скорее всего, цены начнут расти в марте-апреле. Ежеквартально к прайсам может прибавляться от 2% до 3% в зависимости от сегмента. Основная доля ввозимых в Россию машин – автомобили премиального сегмента, например, некоторые модели BMW, Volvo, Jaguar, Land Rover. В наибольшей степени повышение утилизационного сбора отразится на стоимости машин этого сегмента.
В наиболее выигрышном положении будут компании с высокой степенью локализации производства (Renault, Kia, Hyundai) – таким брендам рост утильсбора компенсируется государством на основании промышленных льгот. Государственные преференции на оплату утилизационного сбора получают автоконцерны, подписавшие СПИК (соглашение между частным лицом и государством). Размер компенсации зависит от уровня локализации производственных мощностей компании в стране.
Тем не менее, уровень потребительского интереса на покупку автомобилей в 2021 году, скорее всего, будет несколько снижен. Причина этому – резкие изменения стоимости машин из-за курсовых колебаний в 2020 году, а также удовлетворение ажиотажного спроса во втором полугодии прошлого года. Данные факторы, безусловно, спровоцируют снижение продаж на авторынке. Помимо этого, после фактического повышения утилизационного сбора производители оперативно скорректируют прайсы, но для того, чтобы не допустить критического падения продаж, цены, скорее всего, будут увеличены на минимально допустимый процент. Таким образом, автоконцернам удастся окупить увеличившиеся издержки и сохранить покупательский спрос.
https://rg.ru/2021/03/11/reg-cfo/v-rossii-uvelichivaetsia-utilizacionnyj-sbor-na-avto.html
Спикер - Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.