Выручка успешных дилеров за 2021 год увеличилась на 90%


Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов) и банка «Открытие» на основе исследований «АвтоБизнесРевю» пришли к выводу, что основным дилерским холдингам 2021 год позволил в среднем на треть увеличить суммарную выручку. Лучшие авторитейлеры нарастили ее даже до 90%.

Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов) и банка «Открытие» на основе исследований «АвтоБизнесРевю» пришли к выводу, что основным дилерским холдингам 2021 год позволил в среднем на треть увеличить суммарную выручку. Лучшие авторитейлеры нарастили ее даже до 90%. Все это происходило на фоне того, что почти у половины из топ-10 дилеров продажи машин в «штуках» сократились от трех до 15%. Главную роль в таком распределении показателей сыграло серьезное увеличение прибыльности каждой сделки, а также активность дилеров во вторичном сегменте.

На протяжении прошлого года рынку новых автомобилей в России не удалось достичь баланса спроса и предложения из-за глобального дефицита сборочных компонентов. Машин не хватало, особенно заметно – во второй половине 2021-го. В таких условиях дилеры могли продавать ровно столько машин, сколько удалось добыть у дистрибьютора.

Например, сильную «просадку» показали авторитейлеры, у которых якорными брендами выступают марки концерна Volkswagen Group. Также сократились объемы многих дилеров «Лады», хотя отдельные крупные партнеры бренда смогли увеличить продажи. Интересной особенностью прошлого года стало сильное падение объемов «корейцев» в ряде регионов, в том числе на Урале, в Поволжье и Сибири. Например, при росте продаж новых Hyundai на 2% относительно 2020 года в целом по стране, в Челябинске марка провалилась сразу на 34%, что отразилось на местных игроках. Эту тенденцию, возможно, объясняет повышение интереса клиентов к китайским маркам, которые позволили ряду новых и действующих партнеров по итогам прошлого года значительно увеличить реализацию новых машин.

Так или иначе, позиции ведущих игроков авторитейла остались прежними. При этом тройка лидеров рейтинга смогла немного укрупниться. Эти компании вместе реализовали более 208 тысяч новых автомобилей, что на 4% больше, чем годом ранее. Доля топ-3 на российском рынке составила 12,52%. Позиции этих игроков остались без изменений – первое место занял «Рольф» (в 2021 году продано 77,7 тысячи новых а/м), на втором – «Автомир» (67,4 тысячи а/м), на третьем – «Мэйджор» (63,6 тысячи а/м, по оценке «АвтоБизнесРевю»).

В первой десятке лучшую динамику ожидаемо показала ГК «Ключавто», прибавив почти на треть – до 56,7 тысячи новых машин. Это позволило федеральной компании еще ближе подойти к топ-3 и занять четвертую строчку рейтинга. На объемах крупнейшего регионального холдинга – ГК «ТрансТехСервис» – в 2021 году могла сказаться нехватка новых автомобилей и меньший, чем в целом по России, спрос на отдельные бренды. Продажи компании сократились на 10% и составили 42,6 тысячи единиц. Суммарно топ-5 реализовали почти каждую пятую новую машину в нашей стране. Каждый второй автомобиль в 2021 году продавали 50 крупнейших холдингов – на их долю пришлось 52,74% всего рынка.

Однако в целом из топ-100 по новым автомобилям у 43 дилерских холдингов зафиксировано сокращение объемов. В то же время в первой десятке по реализации новых машин двузначными темпами увеличения объемов вместе с «Ключавто» отметились «Мэйджор» (+17%, по оценке «АвтоБизнесРевю») и «Авилон» (+15%).

На повышенных оборотах

Среди участников исследования средняя цена продажи нового и подержанного автомобиля за прошлый год выросла на 22% и 37% соответственно, кроме того, в условиях дефицита машин общая сумма с каждой сделки для клиента дилерского центра заметно возросла, что отразилось на финансовых результатах авторитейлеров. Так, в первой сотне холдингов показатель суммарной выручки вырос на 34% относительно 2020-го, а общий оборот авторитейлеров превысил три триллиона рублей. У семи компаний было больше 100 миллиардов – это на три холдинга больше, чем годом ранее. На первом месте «Рольф». Его оборот за 2021-й увеличился на 45% и достиг 374,72 миллиарда. При этом продажи новых автомобилей обеспечили дилеру чуть менее половины выручки. Треть этой суммы пришлась на подержанные машины. Второе место по обороту, согласно оценке «АвтоБизнесРевю», занял «Мэйджор» (245 млрд руб., +45% к результату 2020 года). На третью строчку списка взошла ГК «Ключавто» (212,29 млрд руб., +90%). Федеральный холдинг «Автомир» зафиксировал 161,54 млрд (+30%). Более 100 миллиардов рублей также получили представители премиального сегмента рынка «Авилон» (129,35 млрд) и «Автодом» (106,07 млрд), а также ведущий региональный холдинг «ТренсТехСервис» (104,94 млрд). Еще у 70 компаний суммарный оборот был выше 10 миллиардов рублей.

При этом в столичном регионе можно отметить развитие бизнеса групп, сфокусированных на премиальном сегменте рынка. В январе ГК «Автодом» продолжила покупку активов «АвтоСпецЦентра» и приобрела три дилерских центра Audi. Позже, летом, оба холдинга объединили управляющие компании и административные подразделения в управляющий кластер, а к концу 2021 года «Автодом» объявил о планах по выходу на публичный рынок. Кроме того, в Санкт-Петербурге «Автодом» открыл шоу-рум «Аурус». Вторым партнером российского люкс-бренда, серийный выпуск автомобилей которого стартовал прошлой весной, стал «Авилон». Всего за прошедший год «Авилон» обзавелся восемью салонами в столице.

В целом по итогам 2021 года в России, по оценке «АвтоБизнесРевю», действовало 3 623 дилерских центра, работающих в продажах новых легковых автомобилей и LCV. За этот период состоялось более 300 открытий новых предприятий, более 250 салонов было закрыто или перепрофилировано. Нет сомнений, что череда новых сделок и консолидация дилерского бизнеса вокруг крупнейших холдингов нашей страны продолжилась бы в 2022 году.

Однако с 24 февраля все имевшиеся планы по развитию отошли на второй план. В новых условиях сомнительным стало присутствие в России ряда крупных брендов, а объемы продаж новых автомобилей, которые в среднем генерируют более половины суммарной выручки дилерского холдинга, могут опуститься ниже миллиона единиц в год, а то и провалиться глубже. Дефицит машин на рынке, образовавшийся после локдауна, позволил дилерам хорошо зарабатывать и улучшить финансовое положение перед тем, как произошла нынешняя тотальная остановка поставок новых машин. У авторитейлеров пока остается запас автомобилей на складах, который они выдают крайне бережливо. В условиях полной неопределенности по срокам новых поставок это позволяет предприятиям генерировать хотя бы малые объемы выручки для продолжения бизнеса.