Что такое «криминальное строительство»? Это освоение государственных средств путем получения государственных заказов. На первый взгляд – ничего плохого в этом нет. Но только на первый. Чтобы объяснить совсем просто, приведем пример со строительством дорог. Например, разные уважаемые компании из Северной Европы предлагают России построить дороги, по цене ниже той, что сегодня считается у нас «рыночной», и с гарантией десять и более лет. Но заказы почему-то достаются небольшим компаниям с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которые дают гарантию на год, но уже через шесть месяцев исчезают. Конечно, не бесследно – их учредители регистрируют новое ООО, которое снова выигрывает конкурс на строительство дороги и даже частенько конкурс на ремонт той дороги, строитель которой исчез, не дожидаясь даже окончания гарантийного срока. А то, что у этих двух ООО учредитель один – это, почему-то, наших чиновников ничуть не волнует. Эта история не выдуманная. Это общий принцип сегодняшнего строительства дорог в России.
Только фактическим отсутствием гарантии дорожные строители не ограничиваются. В ход идет все, что может уменьшить потенциальные расходы. Например, уменьшение слоя асфальта. Понятно, что тонкий асфальт быстрее разбивается. Но представителям и дорожников, и чиновников хорошо известны твердые расценки за каждый недостающий сантиметр. Отсутствие или недостаточное количество техники, что так же весьма плохо отражается на качестве дорожного покрытия. Например, при ямочном ремонте по СНИПам необходим каток. Признайтесь, видели ли вы его хоть раз при подобном ремонте? Но в любых документах, поверьте, он фигурирует. И так далее. Хитростей множество, все они хорошо известны, как, впрочем, и расценки на них.
У дорожных строителей есть национальность?
Уже в 90-х практически всю отрасль российского дорожного строительства захватили армяне. Входили они сюда постепенно, то с одним мэром, то с другим губернатором, но в итоге вышло то, что вышло. Стратегические российские трассы, что связывают окраины страны друг с другом и с центром, стали способом заработка представителей диаспоры одной из стран ближнего зарубежья. По всей России, от Владивостока до Смоленска.
В качестве примера можно привести трассу М4, «Дон», которую много лет обслуживали фирмы, принадлежащие уроженцам Армении. А на обслуживание каждого километра трассы государство выделяло 800 тысяч рублей в год. Часть трассы проходит по Воронежской области, и о качестве дорожного покрытия и количестве аварий, в том числе и со смертельным исходом, лучше даже не вспоминать. Трасса просто вошла в городские легенды.
В 2010 году эти фирмочки были оттеснены от трассы, и ей теперь занимается АО «Трансстроймеханизация». Качество дороги сразу же изменилось. Исчезли вечные ямы, пробки, число аварий, происходящих из-за некачественного покрытия, и вовсе приблизилось к нулю.
ООО «Навастрой», принадлежащее Камо Чобаняну, теперь вынуждено заниматься дорогами в самом Воронеже. Так же Чобаанян, без всякого разрешения, выстроил в центре города, на месте, выделенном под автостоянку, армянский храм. И никакие жалобы, и никакие нормативы ничего с этим поделать не могут. О том, как машины тонут в лужах (в буквальном смысле – уходят почти по крышу) практически в самом центре города можно прочитать в любых новостях. Минувшим летом воронежская полиция возбудила дело против директора ООО «Дорожник» Усика Арутюняна за ремонт дороги на улице 20 лет Октября.
В Нижнем Новгороде дороги строит «Нижавтодорстрой», которым владеет Президент местной Федерации кикбоксинга Петросян Усик Гагикович.
В Якутске тлеет конфликт между мэрией и армянскими строителями. Мэрия хочет построить, согласно генплану, школу для детей-инвалидов, а строители, Гриша Фероян и Смбат Саакян, хотят видеть на этом месте торговый центр.
В Екатеринбурге дороги строит Армен Карапетян, бывший депутат и его многочисленные родственники. Например, Агарон Варданян, который является учредителем ООО «Корпорация «ЭММА», ООО «СУ-196» и ООО ДСК «Строймеханизация» — ключевых компаний для Карапетяна, которые на протяжении нескольких лет были «королями госзаказа». Армен Карапетян был избран депутатом зимой 2011 г. Он руководил корпорацией «Эмма», а после выборов передал бизнес своему брату Рафику. Согласно базе данных СПАРК, компания «Эмма» получила госконтракты на строительство дорог в объеме более 800 млн руб. Сейчас вся эта компания стала центром нескольких уголовных дел.
В Омске возбуждено уголовное дело по фиктивному ремонту дороги в Знаменском районе. Ущерб – 40 миллионов рублей. Обвиняемые – директор «Дорожной строительной компании» Севак Сароян, его родственник Гнел Сароян и знакомая Инна Купленик.
Но все эти уголовные дела чаще всего заканчиваются ничем. Примеров достаточно. Рафик всегда оказывается совсем невиновным, и только непонятно, куда исчезли все эти десятки и сотни миллионов рублей.
Благотворительная крыша
Как говорят наши источники и в дорожном строительстве, и в правоохранительных органах, здесь все не так просто. У армянских строителей в России есть мощная крыша. Это Александр Борисович Тер-Аванесов. Личность очень интересная: родился он в Баку в 1969 году, когда-то поступил в МГУ, затем окончил Санкт-Петербургский Университет МВД России. Но в органах так и не работал. Вся его трудовая деятельность, если не считать тяжелую и сложную работу сенатором почему-то от Костромской области, заключается в единственном штампе в трудовой книжке: заместитель председателя «Благотворительного фонда социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и членов их семей «Забота».
Чем Тер-Аванесов занимался все остальное время – неизвестно. Впрочем, как говорят наши источники, свой капитал Тер-Аванесов заработал в 90-х, на рынке в Лужниках, где представлял при переговорах с правоохранителями и администрацией «липецкую братву», которая собирала дань с торговцев. Множество полученных тогда умений и связей помогают Тер-Аванесову и сегодня. Сегодня, с сентября 2016 — Тер-Аванесов старший вице-президент Банк ВТБ. Согласитесь, неплохая карьера для человека с двумя высшими образованиями и единственным местом работы.
Дорожники, а так же любые строители из Армении, трудящиеся на территории нашей страны, отчисляют 10% своей прибыли в благотворительный фонд Александра Борисовича. И в случае неприятностей, типа уголовного дела или других подобных пустяков, благотворительный фонд эту проблему решает. Решает, как вы догадываетесь, хорошо и качественно, ведь иначе никаких бы взносов он бы не получал. Для «социальной защиты сотрудников органов внутренних дел» нужны деньги. А эти сотрудники тоже не бездушные – ну как не порадеть собственным благотворителям.
По сути, в России создана непрозрачная герметичная система освоения государственных денег, сломать которую не могут ни ФСБ, ни полиция, ни Следственный комитет.
Все уголовные дела заканчиваются пшиком, а неизвестные ООО продолжают получать сотни миллионов на строительство дорог, которые не строятся.
Похоже, старую пословицу про две беды пора менять. Во всяком случае, выкинуть оттуда «дураков». Поверьте, занимаются этим у нас совсем не дураки.
https://cont.ws/@smirnov750/1211006
Эх, дороги, пыль да туман
29.01.2019
Или о том, как благотворительный фонд, созданный для помощи сотрудникам органов, крышует недобросовестных дорожных строителей