Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о дистанционном обучении: почему протестуют студенты?


В начале октября 2021 года зарубежное деловое издание «Financial Times» опубликовало статью о том, что студенты многих британских университетов протестуют против проведения ряда занятий в дистанционном режиме, несмотря на физическое возвращение в ВУЗы. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.

Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о дистанционном обучении: почему протестуют студенты?
В начале октября 2021 года зарубежное деловое издание «Financial Times» опубликовало статью о том, что студенты многих британских университетов протестуют против проведения ряда занятий в дистанционном режиме, несмотря на физическое возвращение в ВУЗы. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.

Соловьёва Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Проведение занятий в дистанционном режиме, с моей точки зрения, пугает студентов не столько содержательно, сколько методически. Уверена, что в британских университетах те же проблемы, что и в российских. Дело в том, что работа в дистанте — это совсем другой алгоритм подачи учебного материала, с другими инструментами мотивации, поддержки внимания и интереса. На первый взгляд учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Но на самом деле это не работает.
Методическая конструкция материала при подаче в онлайне должна быть совсем другой. Удержание внимание на неподвижном объекте по определению не может быть долговременным даже если это интересная дисциплина и супер-преподаватель. Успешное «общение с монитором» — это работающие с текстом яркие образы и звуки, которые позволяют сохранять и записывать информацию в различных областях мозга, и как результат – запоминать материал. Это создание процессов, которые привлекают внимание – игры, опросы или тесты, анимированная обработка материала, активная обратная связь, как неотъемлемая часть дистанционного обучения, чаты, форумы, которые заменяют практики и дискуссии в учебной аудитории и повышают эффективное взаимодействия между обучаемыми и усвоение ими знаний, чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, мультимедиа лекции.
В настоящее время только происходит накопление опыта такого взаимодействия с онлайн-аудиторий. Поэтому и студенты не хотят видео лекций в режиме «говорящая голова», а преподаватели в подавляющем большинстве ещё не освоили новые инструменты подачи материала».