Эксперт оценил последствия переноса сроков строительства Северного широтного хода

31.08.2023

Строительство Северного широтного хода (СШХ) – очень значимый транспортный проект, так как железнодорожная магистраль необходима не только для импорта ресурсов из Арктики в направлении Европы, но и как альтернатива БАМу и Транссибу, которая позволит их разгрузить. СШХ позволит провозить около 24 млн тонн грузов ежегодно, однако сроки строительства все время переносятся. В этом году – из-за нехватки финансирования возведения моста через реку Обь. Кроме того, бюджет на строительство СШХ не заложен в инвестиционной программе основного российского железнодорожного перевозчика на 2023 – 2026 год. Поэтому реализация проекта, по мнению Генерального директора АО «Трансэнерком» Олега Шевцова, может перенестись на 2027–2031 годы.

Строительство Северного широтного хода откладывалось неоднократно: концепция появилась еще в Советском Союзе, потом работы по нему начались в 2000-х годах. Завершить проект планировалось еще в 2020 году, но средства инвестиционной программы ОАО РЖД каждый раз переносились на более важные, по оценке компании, проекты. Однако, так как в строительстве СШХ заинтересованы, прежде всего, ресурсодобывающие организации, средства на устранение узких мест БАМа и Транссиба за счет создания СШХ можно было бы получить с помощью государственно-частного партнерства.
Наиболее трудозатратным и дорогим является строительство моста через реку Обь – из общей суммы расходов на создание СШХ он составляет 150 млрд рублей. Если начать строительство в 2027 году стоимость реализации всего проекта увеличится и будет составлять 730 млрд рублей. Помимо этого, перенос сроков негативно отразится на доходах региона, по территории которого должен проходить Северный широтный ход – Ямало-Ненецкого автономного округа. Например, могут нарушиться сроки и объемы освоения месторождений полуострова, остановиться расширение новой транспортной инфраструктуры, а также проекты Урала и Западной Сибири, которые не смогут обойтись без железной дороги.
Более того, от строительства Северного широтного хода зависит скорость развития Арктики, богатой запасами основных ресурсов, от продажи которых поступают средства в федеральный бюджет. Например, в регионе сосредоточено 40% запасов золота, 90% - хрома и марганца, 100% коренных алмазов, а также залежи нефти в размере 17 млрд тонн и газа – 85 трлн кубометров. Учитывая важность проекта, оптимальным решением станет возврат к первоначальной идее привлечения инвесторов для финансирования его реализации с помощью концессий. Тем более, что грузопоток по направлениям, которые должен обеспечивать СШХ, подтвержден грузоотправителями, поэтому окупаемость вложений будет быстрой.