Строительство Северного широтного хода откладывалось неоднократно: концепция появилась еще в Советском Союзе, потом работы по нему начались в 2000-х годах. Завершить проект планировалось еще в 2020 году, но средства инвестиционной программы ОАО РЖД каждый раз переносились на более важные, по оценке компании, проекты. Однако, так как в строительстве СШХ заинтересованы, прежде всего, ресурсодобывающие организации, средства на устранение узких мест БАМа и Транссиба за счет создания СШХ можно было бы получить с помощью государственно-частного партнерства.
Наиболее трудозатратным и дорогим является строительство моста через реку Обь – из общей суммы расходов на создание СШХ он составляет 150 млрд рублей. Если начать строительство в 2027 году стоимость реализации всего проекта увеличится и будет составлять 730 млрд рублей. Помимо этого, перенос сроков негативно отразится на доходах региона, по территории которого должен проходить Северный широтный ход – Ямало-Ненецкого автономного округа. Например, могут нарушиться сроки и объемы освоения месторождений полуострова, остановиться расширение новой транспортной инфраструктуры, а также проекты Урала и Западной Сибири, которые не смогут обойтись без железной дороги.
Более того, от строительства Северного широтного хода зависит скорость развития Арктики, богатой запасами основных ресурсов, от продажи которых поступают средства в федеральный бюджет. Например, в регионе сосредоточено 40% запасов золота, 90% - хрома и марганца, 100% коренных алмазов, а также залежи нефти в размере 17 млрд тонн и газа – 85 трлн кубометров. Учитывая важность проекта, оптимальным решением станет возврат к первоначальной идее привлечения инвесторов для финансирования его реализации с помощью концессий. Тем более, что грузопоток по направлениям, которые должен обеспечивать СШХ, подтвержден грузоотправителями, поэтому окупаемость вложений будет быстрой.
Эксперт оценил последствия переноса сроков строительства Северного широтного хода
31.08.2023
Строительство Северного широтного хода (СШХ) – очень значимый транспортный проект, так как железнодорожная магистраль необходима не только для импорта ресурсов из Арктики в направлении Европы, но и как альтернатива БАМу и Транссибу, которая позволит их разгрузить. СШХ позволит провозить около 24 млн тонн грузов ежегодно, однако сроки строительства все время переносятся. В этом году – из-за нехватки финансирования возведения моста через реку Обь. Кроме того, бюджет на строительство СШХ не заложен в инвестиционной программе основного российского железнодорожного перевозчика на 2023 – 2026 год. Поэтому реализация проекта, по мнению Генерального директора АО «Трансэнерком» Олега Шевцова, может перенестись на 2027–2031 годы.