«В системе зафиксировано 1,7 млн налогоплательщиков, активно используется более 3,7 млн аппаратов ККТ, ежедневно поступает около 220 млн чеков», — сообщили в ФНС.
В ходе показа замруководителя ФНС России Андрей Бударин отметил, что благодаря реформе контрольно-кассовой техники налоговые органы получили возможность видеть все розничные продажи в стране в режиме реального времени. Кроме того, благодаря АСК ККТ стало возможным внедрение автоматической системы упрощенного налогообложения, сейчас пилотный проект реализуется в 62 субъектах РФ с участием 28 тыс. налогоплательщиков.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения, доцент Александра Рындина отмечает: «Представленные Федеральной налоговой службой (ФНС) данные свидетельствуют о высоком уровне цифровизации налоговой системы РФ. Наблюдается значительное проникновение ККА в сектор розничной торговли, что существенно повышает прозрачность рынка и обеспечивает режим реального времени мониторинга розничных продаж для налоговых органов. Это создает предпосылки для эффективного контроля и минимизации налоговых правонарушений.
По данным статистики на декабрь 2024 года, в Российской Федерации было зафиксировано 3,79 млн. единиц контрольно-кассовой техники (ККТ), что на 3,4% превышает показатели декабря 2023 года. После незначительного сокращения численности ККТ в 2022 году наблюдается восстановление до уровня 2021 года. Доля автономных ККТ на рынке демонстрирует тенденцию к снижению, составляя на данный момент 1,7% от общего количества используемых кассовых аппаратов. Система маркировки товаров «Честный знак» интегрирована приблизительно с 40% функционирующих онлайн-касс, обеспечивая передачу данных в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Сосредоточение 43% зарегистрированных онлайн-касс приходится на десять субъектов Российской Федерации, лидирующие позиции среди которых занимают Москва (11,4%), Московская область (7%) и Краснодарский край (5,2%). Динамика количества обработанных онлайн-кассами чеков демонстрирует устойчивый рост. В декабре 2024 года, традиционно характеризующемся высоким уровнем потребительской активности в розничной торговле, секторе общественного питания и платных услуг, наблюдалось увеличение количества совершённых покупок приблизительно на 10% по сравнению с декабрём 2023 года.
Внедрение автоматизированной системы упрощенного налогообложения на основе данных автоматизированной системы контроля за ККТ (АСК ККТ) направлено на оптимизацию налогового администрирования и снижение регуляторной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Результаты пилотного проекта, реализованного в 62 субъектах РФ с участием 28 тыс. налогоплательщиков, демонстрируют перспективность данного подхода. Успешное завершение пилотного этапа может послужить основанием для масштабирования системы на федеральном уровне, что упростит налоговые процедуры для МСП.
Необходимо отметить риски, связанные с обработкой больших объемов данных. Гарантирование информационной безопасности и защиты конфиденциальности персональных данных налогоплательщиков является первостепенной задачей. Эффективность функционирования системы напрямую зависит от её стабильности и доступности для всех участников. Постоянный мониторинг работы системы и оперативное реагирование на выявленные неисправности являются необходимыми условиями обеспечения её надёжности.
Сокращение числа ошибок в налоговых платежах в 28 раз и уменьшение количества должников вдвое – впечатляющие результаты, демонстрирующие эффективность внедренной ФНС системы комплексного управления и администрирования налоговой задолженностью. Это свидетельствует о значительном улучшении качества налогового администрирования и повышении уровня финансовой дисциплины среди налогоплательщиков. Возможность анализировать риски и разрабатывать индивидуальные решения по управлению задолженностью, включая реструктуризацию и принудительное взыскание, позволяет находить оптимальные подходы к каждому конкретному случаю.
Особо следует отметить позитивный эффект в виде предотвращения банкротств. Это не только способствует сохранению деятельности хозяйствующих субъектов и сохранению рабочих мест, но и положительно влияет на общую экономическую ситуацию. Устойчивая тенденция к снижению количества банкротств указывает на эффективность мер, направленных на поддержку бизнеса и предотвращение неплатежеспособности.
Однако, для поддержания достигнутых результатов необходимо продолжать совершенствовать систему управления долгом, адаптируя ее к меняющимся экономическим условиям. Важно обеспечить прозрачность и доступность информации о механизмах управления задолженностью для всех налогоплательщиков, а также постоянно развивать компетенции сотрудников ФНС в области анализа рисков и принятия решений. Только комплексный подход, включающий профилактику, предоставление возможностей для реструктуризации и эффективное принудительное взыскание при необходимости, может гарантировать долгосрочную стабильность налоговой системы.
2024 год был периодом адаптации к предстоящим масштабным изменениям в законодательстве, направленным на повышение уровня зрелости рынка операторов фискальных данных (ОФД). Многочисленные поправки к Федеральному закону № 54-ФЗ определили новые категории субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих переходу на онлайн-кассы в 2025 году, внесли коррективы в налоговое законодательство и упростили процедуру регистрации и перерегистрации ККТ в налоговых органах. Операторы фискальных данных обеспечили поддержку данных изменений в своих программных продуктах. В частности, введение новых пониженных ставок НДС для плательщиков упрощённой системы налогообложения (УСН), признанных плательщиками НДС, потребовало отображения этих ставок в фискальных документах с 01.01.2025.
Новые поправки в законодательство о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) вносят существенные изменения в регулирование розничной торговли и предоставления услуг. Расширение списка исключений из обязательного применения ККТ для организаций и ИП, занимающихся приёмом вторичных ресурсов (за исключением металлов и драгоценных камней), а также для ИП, осуществляющих образовательную и спортивную деятельность, направлено на снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. Однако, при этом сохраняется требование использования ККТ для ИП на ПСН, занимающихся сбором тары и вторичных материалов.
Введение новых правил для заведений общественного питания по выдаче чеков до фактического расчета призвано повысить прозрачность расчетов. Сокращение сроков регистрации ККТ до 5 рабочих дней упрощает процедуру для бизнеса. В то же время, усиление контроля со стороны налоговых органов, включая возможность одностороннего снятия ККТ с учета при отсутствии доступа к фискальным данным, направлено на предотвращение налоговых нарушений.
Предоставление возможности передачи электронных чеков через сервис «Мои чеки онлайн» повышает удобство для покупателей. Разрешение на работу без ККТ для организаций и ИП на ЕСХН при соблюдении определённых условий (договор розничной купли-продажи, ограниченная площадь торговых мест) является компромиссным решением, учитывающим специфику этих секторов. Льготы для некоторых ИП на патентной системе на ярмарках также направлены на поддержку малого бизнеса. Отсрочка для сельскохозяйственных кооперативов до 1 сентября 2025 года предоставляет им дополнительное время для адаптации.
Внедрение обязательной проверки наличия ККТ у арендаторов торговых мест на рынках с 1 марта 2025 года и введение административной ответственности для управляющих компаний за нарушения – это серьезный шаг к повышению контроля и прозрачности работы рынков. Разработка специального сервиса «Сведения о рынках и арендаторах» подтверждает направленность на совершенствование системы контроля и мониторинга. В целом, изменения в законодательстве демонстрируют баланс между стимулированием бизнеса и обеспечением эффективного налогового контроля.
Заявление руководителя ФНС России Даниила Егорова о важности обмена опытом в области построения бизнес-процессов и адаптации новых идей в налоговой сфере подчеркивает актуальность международного сотрудничества в этой области. Повышение эффективности контрольной функции без ущерба для комфорта налогоплательщиков – ключевая задача, требующая инновационных решений и постоянного совершенствования. Фокус на сокращении неэффективных издержек на национальном уровне демонстрирует ответственный подход к управлению государственными ресурсами.
Интерес казахстанской стороны к российскому опыту цифровизации налогового администрирования подтверждает успехи России в этой сфере. Высокий уровень цифровизации ФНС России, включающий различные цифровые сервисы и технологические решения, представляет собой ценный опыт для других стран, стремящихся к модернизации своих налоговых систем. Укрепление сотрудничества между Россией и Казахстаном в этой области может привести к взаимовыгодному обмену знаниями и технологиями, способствуя эффективному развитию национальных систем налогового администрирования в обеих странах. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономическом развитии и улучшении инвестиционного климата.
Реформа налоговой системы демонстрирует значительные успехи в повышении эффективности управления налоговой задолженностью, снижении числа ошибок и улучшении финансовой дисциплины налогоплательщиков. Одновременно, внесены изменения в регулирование применения ККТ, балансирующие стимулирование малого и среднего бизнеса с повышением прозрачности и контроля в розничной торговле. Внедрение новых технологий и усиление контроля сопровождается мерами по упрощению процедур для бизнеса и улучшению удобства для налогоплательщиков. Однако, для долгосрочного успеха необходимо постоянное совершенствование системы с учетом изменяющихся экономических условий и обеспечение прозрачности для всех участников».
Источник фото: ru.freepik.com
Эксперт ПИУ РАНХиГС о цифровизации налоговой системы РФ
11.04.2025
Федеральная налоговая служба (ФНС) России зафиксировала в автоматизированной системе контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) 1,7 млн налогоплательщиков. Об этом сообщила пресс-служба ведомства по итогам демонстрации делегации Республики Казахстан цифровых сервисов и технологических систем ФНС России.
