Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры корпоративной экономики Оксана Терентьева отмечает: «ТЭК на протяжении многих десятилетий является значимой отраслью экономики России. Пристальное внимание государства к развитию ТЭК обусловлено стратегической ролью нефти и газа для страны, а также непосредственным госучастием в капитале наиболее крупных нефтегазодобывающих компаний. По-прежнему значимой для внутреннего потребления и международной торговли остается российская нефть. На фоне активной политики европейских стран по переходу на зеленую энергетику и поиск альтернативных источников топлива, Россия, напротив, существенно нарастила инвестирование традиционной добычи и переработки в нефтяной отрасли.
Существенной проблемой остается неуклонное сокращение разведанных запасов нефти и сложность разработки трудноизвлекаемых запасов. Несмотря на то, что запасов последних в России более 16 млрд. тонн, по данным Федерального агентства по недропользованию, извлечение ТРИЗ – задача весьма сложная, так как требует новых более технологичных решений отечественного производства. Санкционные ограничения поставок в Россию иностранных комплектующих и оборудования для обновления и модернизации нефтяной отрасли обусловили необходимость увеличения государственных инвестиций в развитие отечественных материалов, оборудования, запасных частей и механизмов. Проблематика нашла отражение в национальном проекте 2025 года «Новые атомные и энергетические технологии». В рамках нацпроекта предусмотрена реализация федерального проекта «Новое оборудование и технологии для нефтегазовой отрасли» на основе создания оборудования для бурения на суше, шельфе, нефтепереработки, нефтегазохимии и геологоразведки. Фокусирование проекта на импортозамещении в нефтегазовой отрасли обосновано, поскольку позволит решить сразу ряд приоритетных задача: увеличение объемов добычи ТРИЗ, наращивание доли отечественной продукции глубокой переработки, обеспечение внутреннего рынка высококачественной нефтехимической продукцией и выведение на международные рынки российских товаров с более высокой добавленной стоимостью.
Очевидно, что темпы развития альтернативных источников топлива и энергии не на столько стремительны, чтобы покрыть неуклонно растущие потребности глобального рынка. В этой связи полагаем актуальным и перспективным стимулирование добычи ТРИЗ для сохранения лидирующей позиции России на мировом энергетическом рынке.
Инвестиционная поддержка ТЭК государством позволит развить такой современный инструмент достижения эффективности нефтегазовой отрасли, как искусственный интеллект (ИИ), способный ускорить принятие оперативных решений, осуществлять текущий контроль за процессами нефтедобычи и нефтепереработки. ИИ уже показал свою эффективность в ТЭК, о чем в 2024 году заявило Минэнерго России.
Учитывая возрастающую затратность добычи нефти, компании ТЭК нуждаются в разработке и внедрении финансово-экономических инструментов поддержки. К одним из них можно отнести режим НДД, который предусматривает исключение из налогообложения нерентабельных месторождений, перенос взимания налогов с периода добычи нефти на период извлечения прибыли от её продажи для компаний, осуществляющих разработку ТРИЗ, а также упрощение и прозрачность механизма налогообложения. Однако, на ряду с безусловными преимуществами для нефтеперерабатывающих компаний, НДД не позволяет достоверно определить происхождение нефти в привязке к конкретным месторождениям, формирует благоприятную почву для достижения затрат на разработку месторождений и необоснованного занижения налогооблагаемой базы. В этой связи закономерна необходимость доработки указанного механизма в целях исключения злоупотреблений, мошеннических и коррупционных схем.
Однозначно положительно оцениваем применение цифровых двойников месторождений нефти, которые на основе методов моделирования позволяют избежать большинства прогнозируемых рисков и угроз, разработать альтернативные сценарии разработки месторождений и извлечения нефти, изыскать наиболее эффективные в экономическом, экологическом, технологическом и иных аспектах стратегии работы, оперативно выявить отклонения показателей добычи, а также осуществить подготовку и обучение персонала в реалистичных условиях. Цифровые двойники сегодня универсальны и могут быть адаптированы как к этапу геологоразведки, так и добычи, переработки и транспортировки нефти потребителям. Основными препятствиями продуктивного использования цифровых двойников и искусственного интеллекта в ТЭК считаем затратность, потребность в высококвалифицированных IT-специалистах, требовательность информационных технологий к источникам входной информации, неготовность коллективов нефтяных компаний к цифровой трансформации рабочих процессов. В настоящее время, как заявил министр энергетики РФ Цивилев С., Минэнерго РФ совместно с Минфином рассматривают пилотный вариант реализации технологии цифрового двойника для определения налогового режима нефтегазовым месторождениям, что, на наш взгляд, позволит сократить риски и проработать наиболее рациональный вариант налогообложения для компаний ТЭК.
Удержание ключевых позиций России на международном рынке нефтехимической продукции стало возможным благодаря расширению логистических маршрутов нефти и созданию соответствующей инфраструктуры её транспортировки к новым рынкам. Большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона не только не утратили интерес к российской нефти, но и нарастили или готовы нарастить закупаемые объемы. Большая роль отводится трубопроводу Сибирь-Тихий океан, развитию Севморпути. Альтернативными Европе стали страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Эти направления сегодня обеспечивают около 80% экспорта российской нефти, что позволяет заключить об адекватности и соразмерности принимаемых государством мер настоящим вызовам, позволяющим поддержать и укрепить отечественный ТЭК».
Источник фото: ru.freepik.com
Эксперт ПИУ РАНХиГС: «ТЭК надежно обеспечивает потребности внутреннего рынка»
09.04.2025
Несмотря на санкции, Россия сохраняет лидирующие позиции на мировых рынках энергоресурсов. Энергокомпании активно расширяют логистические маршруты, в первую очередь в направлениях дружественных государств. Затраты на создание необходимой инфраструктуры финансируются государством. По поручению Президента России, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны надежно обеспечивает работу промышленности и снабжение населения.
