На текущий момент, промышленная политика, в том числе региональная, становится все более важной частью государственной деятельности по управлению экономическим, научно-техническим, а отчасти и социальным развитием страны, отражая как нарастающие в последнее время потребности в правительственных решениях по стратегическим направлениям развития производства, так и особенности пространственной организации столь огромной страны как Россия. Накопившиеся в ней за последние десятилетия как пространственные, так и технические диспропорции именно в последнее время стали существенно тормозить и сокращать возможности сохранения темпов промышленного и общего экономического роста под давлением санкций, ограничений и дефицита финансирования.
Между тем, формирование региональной промышленной политики выступает весьма сложным процессом, требующим не только обоснования на базе текущей наблюдаемой ситуации в макроэкономике и инноватике, но и научной, теоретической проработки, которая, по мнению академического сообщества, до настоящего момента не вполне достигнута и продолжается в научных трудах и практикоориентированных исследованиях.
Следует признать промышленную политику одновременно частью и инструментом национальной экономической политики, а также звеном цепочки формирования национального богатства: инновационная политика – производственная – коммерческая – фискальная – бюджетная. Учитывая наличие у регионов определенной доли суверенитета, обеспечиваемой принципами федерализма, промышленную политику, как и любую другую, в России можно изучать, формировать и проводить в жизнь как на федеральном, так и на региональном уровнях, причем между ними не должно быть коренных противоречий, однако смысл существования двух уровней политики предполагает отсутствие между ними полного совпадения как по заявляемым целям, так и по избираемым инструментам и методам их достижения. Наш регион, является центром промышленной политики, и меры ее поддержки – весомый аргумент в пользу ее дальнейшей оптимизации.
Объем отгруженной продукции в промышленности Воронежской области в 2023 году превысил 1 трлн руб. и стал рекордным для региона за всю его историю. Развитие происходит за счет госзаказа и ухода зарубежных участников рынка, при этом регион имеет потенциал в организации химических производств нового типа и автомобилестроении. Это результат взаимных усилий бизнеса и власти, работа в этом направлении будет продолжаться, что много кратно подчеркивал губернатор в своих выступлениях. В правительстве региона рассматривают проекты расширения границ и других преференциальных территорий и создания их «филиалов» в нескольких районах. Один из таких проектов — новый частный индустриальный парк. В нашем регионе в 2025 году должен заработать нацпроект «Новые материалы и химия», в рамках которого могут быть организованы новые химические производства и оказана им государственная поддержка.
Эксперт РАНХиГС Анна Волкова об активном внедрении российских технологий в промышленность
07.11.2024
Эксперт Воронежского филиала Президентской академии Анна Волкова рассказала об активном внедрении российских технологий в промышленность.