Комментируя текущее регулирование вопросов интеллектуальной собственности, Марина Комашко выделила два концептуальных подхода к организации взаимодействия бизнеса и науки.
Один, испытанный временем, состоит в том, что бизнес, исходя из собственных целей и планов развития, ставит задачи научному партнеру на разработку того или иного решения. Как правило, такое взаимодействие оформляется договорами НИОКР.
Также считается, что хорошо себя показывает проектное обучение: когда над задачей, в решении которой заинтересовано предприятие, работают не ученые из научной организации, а студенты вуза, возглавляемые куратором-преподавателем. Правда, полезность (для студентов и вуза) и эффективность (для предприятия) этого формата оценивается порою диаметрально противоположно.
Как бы там ни было, и в случае НИОКР, и в случае проектного обучения удачное решение, разработанное научным партнером, будет востребовано предприятием. Однако к практике коммерциализации интеллектуальной собственности оба эти формата, как правило, не имеют отношения.
Второй вариант сотрудничества — внедрение готового продукта, разработанного учеными не под конкретного заказчика. Обычно именно этот вариант имеют в виду, когда говорят о коммерциализации интеллектуальной собственности. Но здесь сразу возникают вопросы и сложности.
Самый первый вопрос, который обычно задается — как соединить бизнес и науку, как предприятию узнать о новых разработках ученых. Для разрешения проблемы «встречи» бизнеса и науки уже несколько лет предпринимаются различные меры. Так, имеется несколько сайтов-реестров, в которые ученые могут внести данные о своих изобретениях и других результатах интеллектуальной деятельности, чтобы потенциальные бизнес-партнеры ознакомились с ними и, возможно, обратились к правообладателю с предложением о сотрудничестве. Также успешно функционируют различные площадки, которые устраивают, обычно в онлайн-формате, «тематические встречи», питчинги, экспертные сессии и тому подобные мероприятия, в которых участвуют и бизнесмены, и ученые. Не стоит забывать и о таком проверенном временем способе найти потенциальных партнеров, как профильные салоны и выставки.
Но на самом деле главный вопрос в деле коммерциализации интеллектуальной собственности — какую цель преследовал научный коллектив, когда разрабатывал свой продукт. Не так уж редко оказывается, что ученые не имели в виду никакой конкретной проблемы, на решение которой он был бы направлен. Исследования ради исследований встречаются довольно часто. К сожалению, заметила Марина Комашко, результативность научной деятельности измеряется количеством научных статей, иногда — количеством (а не качеством) патентов и свидетельств, что, конечно, не способствует созданию наукоемких решений, востребованных бизнесом. Зато когда ученые хорошо знакомы с проблемами в отрасли и находят эффективный способ их решения, особых проблем с поиском предприятий, заинтересованных во внедрении такого продукта, не возникает. Именно поэтому одни испытывают непреодолимые сложности в коммерциализации своих результатов интеллектуальной деятельности, а у других коммерциализация идет как по маслу.
В заключение эксперт подчеркнула, что коммерциализация интеллектуальной собственности не являются самоцелью. Когда бизнесу нужно индивидуальное решение, формат НИОКР является более предпочтительным. Если же проблема типовая, распространенная в отрасли, и на «научном рынке» имеется готовый продукт, который ее решает, то препятствий для коммерциализации такой интеллектуальной собственности обычно не возникает.
Эксперт ТПП РФ Марина Комашко: коммерциализация интеллектуальной собственности не самоцель
11.03.2025
Член Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по интеллектуальной собственности Марина Комашко — о существующих форматах сотрудничества предприятий реального сектора экономики и научных учреждений в области разработки и внедрения наукоемких продуктов и технологий.
