В октябре-ноябре 2019 г. в столице России был организован масштабный проект «Дни московской конкуренции», посвященный поддержке и развитию предпринимательства. Его частью стала презентация сборника «Поставщики Москвы. История в лицах», который включил статьи о крупнейших московских промышленниках и купцах, заслуживших право снабжать своими товарами Императорский двор.
Издание охватывает период со второй четверти XIX в. по начало XX в. и знакомит читателя с элитой русского делового мира, с той неоднородной средой, где выходцы из крестьян преуспевали наравне с иностранцами, и триумф компаний не противоречил морально-нравственным устоям. Почти два десятка вдохновляющих примеров дают повод задуматься – способен ли современный российский бизнес использовать дореволюционный опыт здорового соперничества, и восстановить преемственность высоких традиций?
На протяжении рассматриваемого столетия конкурентные преимущества товаров на рынке Российской империи обеспечивало постоянное улучшение качества, снижение цен, увеличение ассортимента и оригинальная реклама. Особое значение для репутации предприятия имела социально направленная деятельность: меценатство и попечительство.
Продвижение кондитерской продукции «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» в современной терминологии осуществлялось за счет разностороннего маркетинга (наружная реклама, выпуск буклетов с перечнем товаров, проведение просветительских акций для школьников и гимназистов); бизнес-(контр)разведки (распространение А.И. Абрикосовым слухов об отходе от дел перед строительством нового завода в Крыму, изучение секретов французской рецептуры глазированных фруктов, первенство в освоении российского сырья для производства); траблшутинг (привлечение артели профессиональных живописцев к оформлению уникальных упаковок).
Главы лучших семейных предприятий Империи – Филипповы, Оловянишниковы, Сорокоумовские – достигали личных высот и вносили вклад в развитие государственной экономики, не прибегая к недобросовестной конкуренции. Посыл сборника на поверхности: изобретательному уму ни к чему вводить в заблуждение потребителя или дискредитировать другие фирмы.
Дело, однако, не только в принципах и традициях. В отсутствие достоверных источников о внутренней жизни большинства столичных и провинциальных торговых домов дореволюционной России, представление о конкурентных стратегиях можно составить по периодическим изданиям, запечатлевшим рекламные образы компаний. Исходя из содержания газетных объявлений, главной их задачей было информирование общественности об ассортименте и ценах. Те немногие, кто стремился выделить свой товар, прибегали к нескольким приемам.
Забота. Предприниматели предостерегали клиентов от приобретения подделок. Господин Нейдлингер уведомлял о частых злоупотреблениях именем Зингер: «С. Зингер, Система Зингер, Усовершенствованная Зингер, Зингер Белая ручка» и сообщал, что настоящие швейные машины бренда ввозят и продают только его магазины («Сибирская газета» №№ 17, 19, 1885 г.). Господин Рейхделингман просил обращать внимание на клеймо на пробках фирмы «Пивоваренный Завод Вена», так как «торговцы не стесняются продавать пиво, какого бы то ни было завода, на спрос покупателя под любой фирмой» («Сибирская газета» № 24, 1885 г.).
Честность. Из объявления: «фруктовые воды Адрианова вырабатываются исключительно на сахаре и кипяченой воде, а т.к. большинством людей вообще принято говорить одно, а делать другое, не считаясь с вредом для других там, где замешаны личные материальные интересы, и в этом я прошу не делать исключения и мне, не сделав предварительно беспристрастного химического анализа водам моего завода». («Обская жизнь» № 2 1909 г.).
Особые достоинства продукта. Из рекламы какао фирмы Ван-Гутен: «укрепляющий напиток для армии и флота, удобоваримый также в полевых лазаретах и госпиталях Красного креста, как восстанавливающий силы больных» («Сибирский вестник» № 51, 1905 г.).
Папиросы «Кардинальные» рекламировались как единственные в России, которые обезврежены от никотина, «что удостоверяется официальным химическим исследованием лаборатории Высочайше утвержденного Санкт-Петербургского Фармацевтического Общества». Причем копия исследования прилагалась к каждой коробке папирос («Московские ведомости» № 59, 1904 г.).
К авторитету иностранных экспертов апеллировал производитель мыла и пудры «Flora» Д. Гартман: «Единственные и действенные средства для ухода за красотою лица и рук. Таковые вполне заменяют всякие кремы, жидкости и другие вредные для кожи средства. Одобренные многими венскими профессорами и врачами, по мнению которых гигиеничнее этих средств не может быть изобретено». («Сибирская жизнь» № 195, 1906 г.)
Обстоятельное разъяснение преимуществ. Томский купец Дашевский, оповещая читателей об открытии магазина чая, сообщал: «Байховый чай нашей фирмы не будет выделяться ни пикетами, ни укупоркой, ни премией, а только своим качеством и дешевизной. Заготовка чая сравнительно с другими фирмами в меньшем количестве позволяет строго его сортировать известным специалистом чайного дела И.В.Г. Я буду уступать 1½%-15% только потребителю, но не оптовому покупателю («Сибирская жизнь» № 3, 1899 г.).
Находчиво данным приемом пользовался экспортный дом И. Нелькена. В 1895 г. его реклама разъясняла причины грядущей распродажи часов: «Война Китая с Японией поставила одну из величайших Швейцарских часовых фирм в безвыходное положение вследствие отмены крупного заказа на новоизобретенные женевские мужские и женские часы «Passepartout» из металла Гольдин. Чтобы не остаться без оборотного капитала...» («Восточное обозрение» № 134, 1895 г.). Годом позднее, распродавая ассортимент серебряных столовых приборов, эта же фирма с сожалением констатировала тяжелые времена для мексиканского рынка вследствие падения цен на серебро: «Соединенные мексиканские фабрики изделий из патентованного серебра поставлены в необходимость прекратить производство и распустить рабочих». («Восточное обозрение» № 7, 1896 г.)
В целом умиротворенная и бесхитростная конкуренция между предпринимателями отражала недооценку рекламы в России, что отмечали и современники эпохи – Н. Плиский и А. Веригин (обоих относят к историкам рекламы). В своем кратком очерке (1898 г.) А. Веригин писал, что русские, переняв худшие рекламные уловки у американцев и европейцев, использовали их для «нахваливания» мошеннических предприятий и быстро дискредитировали подобные объявления в глазах обывателя. В духе времени автор рассуждал о национальной рекламе, которая отвечает душевности и любознательности русского читателя и только потом – выгоде. Русское общество, как более нравственное, полагал он, непременно выйдет из «рабского подражания заграничным образцам» и отвергнет всякую вульгарность и кривляния. Только тогда серьезная, скромная и порядочная реклама сможет послужить торговле и решить задачи культурного прогресса.
Примеры высмеивания рекламы в дореволюционной прессе приводит доктор филологических наук Н. Жилякова, проведшая исследование рекламных текстов на страницах сибирских газет. Фельетонисты «Сибирской газеты» регулярно призывали читателей не внимать трюкам и не покупать дешевые и ненужные вещи – «линючих ситцев», а также высмеивали рекламную индустрию США, где создавался «сбыт ради сбыта».
Исторические примеры не предлагают современному российскому бизнесу простых и наивных напутствий: упорно трудись, не обманывай, делись с нуждающимся. Они не учат поступаться выгодой или презирать нечестную борьбу. Тот факт, что в деловой среде дореволюционной России в отличии от Европы и Североамериканских Соединенных Штатов велась скорее мирная конкуренция, лишь подтверждает известное отставание нашего государства в экономическом и промышленном развитии, а главное – в темпе жизни. Недобросовестные стратегии, черный PR лишь стали веянием времени и технического прогресса, когда результат нужен здесь и сейчас.
Вместе с тем, нужно помнить, что насмешливое отношение к идеализму не является аргументом в пользу рациональности. События прошлого, сколь приукрашенными и романтизированными они бы ни казались, обращают внимание на вопросы, значимые и сегодня: возможно ли построить и передать компанию наследникам, пренебрегая ее репутацией; насколько обременительны благотворительность и меценатство в сегодняшней России (актуальность проблемы подтверждают как репортажи из детских домов или провинциальных больниц, так и отсутствие в стране крупных литературных премий); наконец, в силах ли современные семейные предприятия, поставщики высочайших лиц, написать хоть отчасти столь же вдохновляющую историю как их предшественники.
Дмитрий Исповедников
Обозреватель Консалтинговой Группы "Good Life Consulting"
Эпоха честного предпринимательства или история конкуренции в России
03.09.2020
На протяжении рассматриваемого столетия конкурентные преимущества товаров на рынке Российской империи обеспечивало постоянное улучшение качества, снижение цен, увеличение ассортимента и оригинальная реклама. Особое значение для репутации предприятия имела социально направленная деятельность: меценатство и попечительство.