Юристы рассказали, как изменить свой кредитный рейтинг и улучшить кредитную историю


Как изменить свой кредитный рейтинг и можно ли улучшить кредитную историю? Юристы ответили на часто задаваемые вопросы.

Количество выданных россиянам кредитов растет, однако получить их могут не все. Зачастую сделать это не позволяет индивидуальный кредитный рейтинг. Он может быть снижен из-за недобросовестности самих заемщиков или из-за ошибок финансовых организаций и компаний, которые хранят кредитные истории потребителей. Что делать в таких ситуациях? Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ» подготовил ответы на часто задаваемые вопросы.

— Что такое кредитная история и индивидуальный кредитный рейтинг?
— Многим из нас хотя бы раз в жизни приходилось обращаться за кредитом на непредвиденные расходы или плановые крупные покупки. Кредитная история заемщика хранится в одном или нескольких бюро кредитных историй (БКИ). В каких — об этом можно бесплатно узнать на сайте Госуслуг, сделав соответствующий запрос в личном кабинете. В такой истории отражается весь «кредитный след»: сведения о количестве займов, кредитов, своевременности уплаты долга и начисленных процентов.
Индивидуальный кредитный рейтинг (ИКР) — это информация о человеке, выраженная в числовом значении и характеризующая его кредитоспособность. ИКР рассчитывает БКИ и делает это по методике, установленной Банком России. Чем ниже рейтинг, тем больше вероятность, что в выдаче кредита или займа человеку откажут.

— По каким причинам кредитный рейтинг моет быть занижен?
— У людей могут быть просрочки по кредитам в силу разных жизненных обстоятельств. Надо быть готовым к тому, что кредитные организации отправляют сведения с таким «негативом» в БКИ и тем самым занижают ИКР.
Также на ИКР влияет размер задолженности, количество действующих и прекращенных кредитных продуктов, возраст человека и других факторы. Как ни парадоксально, но, если он никогда не брал займы, его индивидуальный кредитный рейтинг может быть ниже, чем у того, кто регулярно пользовался кредитными продуктами и не допускал просрочек по плановым платежам.

— Может ли человек оспорить присвоенный ему кредитный рейтинг?
— Бывают случаи, когда недостоверные сведения вносятся по ошибке как со стороны финансовых организаций (банков), так и в результате некорректных действий БКИ. Исключительно по желанию человека изменить или удалить негативную кредитную историю или заменить в ней сведения невозможно, если у него нет на это оснований. «Зачастую предложения изменить кредитную историю за деньги поступают от мошенников. Не доверяйте таким предложениям и проявляйте бдительность», — обращает внимание Людмила Куровская, директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде.
Чтобы иметь хорошую кредитную историю, люди не должны допускать просрочек по платежам. А если она испорчена из-за ошибки, допущенной сотрудниками банка, БКИ или человек стал жертвой мошенников? Внести в нее изменения можно. Необходимо подать заявление в бюро кредитных историй, которое рассмотрит его в течение 20 дней и даст ответ.
Как следует из разъяснений Центрального банка России, с 1 января 2022 года заемщик также вправе обратиться с заявлением об оспаривании информации непосредственно к кредитору, который направил в БКИ информацию о кредитной истории. Кредитор обязан в течение 10 рабочих дней подтвердить достоверности оспариваемых сведений или исправить кредитную историю, передав корректную информацию в БКИ.
Если кредитор отказывается вносить изменения человек вправе обжаловать такое решение организации в судебном порядке. Оспорить в суде можно и отказ бюро проверять информацию из состава кредитной истории.
По результатам судебного разбирательства кредитную историю могут оставить без изменений или аннулировать. Обратите внимание, что достоверная информация в кредитной истории не подлежит изменению или удалению, кроме случаев, когда истек срок хранения кредитной истории. С января 2022 года он составляет 7 лет (ранее — 10 лет) и рассчитывается для каждой кредитной сделки, а не в целом для всей кредитной истории.

— Есть ли реальные случаи, когда человек смог оспорить присвоенный ему кредитный рейтинг и добиться восстановления показателей?
— В деятельности банков и БКИ случаются ошибки, которые приносят гражданам значительные неудобства в сфере кредитования. «Если вы пострадали в результате таких действий, специалисты Центра правовой помощи безвозмездно окажут вам содействие и помощь в восстановлении прав и урегулировании возникших проблем как на стадии досудебного урегулирования спора, так и в ходе судебного разбирательства, — отмечает Людмила Куровская. — В нашей практике такие случаи есть».
Например, юристы Центра рассмотрели жалобу гражданина на недостоверную информацию в его кредитной истории. Там были персональные данные третьих лиц, их кредитные продукты, включая просрочки исполнения обязательств по ним. Все эти недостоверные сведения значительно ухудшили его индивидуальный кредитный рейтинг и помешали получить новый займ. Центр составил заявление в БКИ в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.10.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях». Также заявитель получил подробную правовую консультацию о порядке направления заявления в БКИ и его рассмотрения, алгоритме действий на случай отказа в удовлетворении требований.
По итогам рассмотрения заявления, которое подготовил Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, БКИ полностью удовлетворило требования гражданина. Его кредитную историю скорректировали.

* Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ»
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде — структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр». Создан в сентябре 2021 года по инициативе Роскомнадзора. Оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, которые столкнулись с незаконным использованием своих персональных данных в Интернете.
Юристы Центра консультируют пострадавших очно, помогают готовить жалобы на действия интернет-мошенников, составляют претензии в различные организации и исковые заявления в суд. При необходимости выступают судебными представителями в рамках гражданских процессов по восстановлению прав заявителей и удовлетворению их законных требований. В оперативном режиме готовят жалобы в правоохранительные органы и другие органы государственной власти на действия мошенников в цифровой среде.
Кроме того, специалисты Центра ведут просветительскую работу, направленную на повышение цифровой грамотности населения и соблюдению «цифровой гигиены».