Зачем науке цифровая трансформация


8 февраля — День российской науки. Этот праздник появился в 1999 году в честь 275-летия со дня основания Академии наук.

8 февраля — День российской науки. Этот праздник появился в 1999 году в честь 275-летия со дня основания Академии наук. Каждый год в этот день отмечают достижения науки и инноваций в стране. Сегодня улучшить их призвана цифровая трансформация.
В прошлом году Правительство РФ утвердило направления цифровой трансформации науки и высшего образования. Программа рассчитана до 2030 года. Цифровая трансформация науки, прежде всего, повысит качество управления в отрасли за счет работы на основе данных, в перспективе — даст возможность оценивать реальный вклад исследований в социальное и экономическое развитие. По словам заместителя председателя Правительства Дмитрия Чернышенко, цифровизация ускорит исследования, обеспечит удаленный доступ к научным установкам, позволит создавать цифровых двойников и проводить цифровые эксперименты с их помощью, что изменит подход к научным исследованиям. Это станет возможным благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта, больших данных, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий. Перечисленные технологии будут применены в следующих проектах: «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации».
Для трансформации отрасли также необходима работа «на местах» — в университетах, лабораториях, научно-исследовательских институтах, — плюс подготовка кадров с цифровыми компетенциями и создание новой инфраструктуры. Начинать нужно с университетов, в которых готовят будущих ученых. С 1 сентября 2021 года во всех вузах появились «цифровые» проректоры, но введение новой должности — не самоцель. Главная задача — разработка стратегий цифровой трансформации вузов и их реализация. Это необходимо, чтобы перестроить административные и образовательные процессы высшей школы. Перед РЦТ университетов стоят амбициозные цели — не столько внедрить цифровые сервисы, сколько создать новые подходы к рабочим процессам и подготовке студентов, компетенции которых должны отвечать вызовам цифровой экономики и требованиям работодателей.
Цифровым проректорам нужно создать среду, способствующую цифровой трансформации университетов, организовать взаимодействие с работодателями, от которого зависит востребованность выпускников и результатов их научных исследований.
В Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС командам вузов помогают подготовить цифровые стратегии. В октябре прошлого года завершил обучение специальный поток программы «Реализация проектов цифровой трансформации». Если слушатели других потоков (отраслей) создавали прототипы цифровых проектов, то слушатели потока Минобрнауки разработали стратегии цифровой трансформации учебных заведений. Эти документы по итогам обучения получили 16 вузов: Ивановский, Кубанский, Пензенский, Пятигорский, Вологодский, Северо-Осетинский, Удмуртский государственные университеты, технические университеты в Воронеже и Кемерове, а также Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Российский государственный социальный университет (РГСУ), Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Уфимский государственный авиационный технический университет, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
По мнению директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, цифровая трансформация науки и высшего образования — это не цель, а инструмент, при помощи которого можно добиться прорыва в этих сферах. Независимо от отрасли переход на «цифровые рельсы» — это использование технологий, которые кардинально повышают эффективность всех процессов в организации и снижают издержки.
«Один из результатов цифровой трансформации: сотрудники получают более качественные и надежные данные для оперативного, тактического и стратегического управления. Применительно к науке — для анализа эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков. Цифровая трансформация невозможна без анализа текущих административных, управленческих и операционных процессов. Многие из них должны исчезнуть, остальные — стать быстрее и дешевле для организации», — считает Ксения Ткачева.