Застройщики России: как будет меняться рынок строительства жилья в регионах


Что девелоперы называют новым трендом на рынке жилой недвижимости?

После объявления частичной мобилизации российские девелоперы столкнулись со снижением спроса на недвижимость. Этот спад оказался меньше, чем после февральских событий. Что сейчас предпринимают застройщики? В чём видят точки роста? И какие тренды планируют развивать? Об этом мы поговорили с представителями строительных компаний России.

Где искать ключ к стабильности?

В последние дни сентября застройщики из городов России приезжают в Челябинск. Давно запланированный бизнес-тур для девелоперов оказался весьма кстати: возможностью поделиться с коллегами опасениями на фоне новостей, но главное – обсудить перспективы.

— Мы точно понимаем, что наша главная задача сейчас – двигаться вперёд, – рассказывает организатор бизнес-тура, директор крупного челябинского застройщика «Голос.Девелопмент» Сергей Пахомов. – Если поставить работу на паузу сейчас, то мы лишим себя возможностей в будущем. Поэтому мы, как и планировали, продолжаем строить все наши проекты и готовить к выходу на рынок новые. У нас действуют все контракты с подрядчиками, никаких сокращений нет. При этом мы готовы не только думать о себе, но и развивать всю нашу отрасль, делиться опытом с коллегами.

В первый для Челябинска девелоперский бизнес-тур отправились руководители застройщиков из Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Казани, Стерлитамака и Екатеринбурга. Их цель – перенять опыт лидера местного рынка и найти инструменты, которые поднимут ценность продукта, не поднимая его себестоимость. В непрерывном развитии девелоперы видят ключ к устойчивости даже в непростое для отрасли время.

Сервис – новый тренд

В ТОП-20 российских застройщиков по потребительским качествам ЖК (независимый рейтинг ЕРЗ.РФ) столичных гигантов не так уж много – всего трое. Остальные – это игроки из регионов. В тройке лидеров расположились девелоперы из Свердловской, Челябинской и Кировской областей.

Это говорит о том, что по качеству продукта условная «провинция» уже догнала «центр». Застройщики из разных уголков страны научились строить более или менее схожие проекты. Теперь конкуренция смещается в сторону сервиса.

— Построил и бросил, как это было на этапах зарождения строительный сферы, – сейчас всё-таки не правильный подход. Ведь жизнь на получении ключей не заканчивается. И удовлетворённость жителя своим домом очень зависит от управления, – рассуждает Алёна Силачёва, генеральный директор УК группы компаний «ЛИГО» (Южно-Сахалинск).

Объём рынка УК в России превышает 85 миллиардов рублей в год. При этом сам рынок по большей части остаётся несовременным. Компании сосредоточены на решении базовых проблем: поменять кровлю, залатать трубы, без аварий войти в отопительный сезон. Новые технологии внедряются в сферу тяжело. Потребитель гораздо чаще ассоциирует УК с ЖЭКом, в который невозможно дозвониться, чем с качественным сервисом.

При таком раскладе найти стороннюю управляющую компанию для своих жилых проектов – путь для застройщика быстрый, но опасный. Если УК не может достойно обслуживать дом, это снижает ценность всего продукта.

— У нас нет своей «ручной» управляющей компании, и в направлении сервиса мы движемся очень медленно, – отмечает Галина Антипина, директор «ЛенРусСтрой» (Санкт-Петербург). – Мы постоянно беседуем с УК, которая обслуживает наши дома, рассказываем новости, просим, хотим, чтобы она развивалась. Это непростой диалог. Хотя я уверена, что 70 процентов успеха жилых проектов – это хорошее управление. Я сама к этому пришла недавно, когда поездила по разным городам, посмотрела на опыт коллег.

Другим вариантом может стать создание сервисного подразделения внутри девелопера. Так застройщик получает контроль над сервисом, но вместе с этим другие риски. Управляющая компания – принципиальной иной бизнес. Строители живут проектами, а УК – процессом. Процесс требует других компетенций от сотрудников, умения постоянно поддерживать контакт с конечными клиентами. Так застройщики приходят к третьему варианту решения «сервисной» проблемы – выделению управляющей компании в отдельный бизнес.

— Мы долго смотрели на то, как наши дома обслуживает другая «управляйка», и захотели свою собственную, – говорит директор «Специализированного застройщика “Риком Браво”» Рената Романова (Казань). – В этом году мы её создали. Пока для нас главное, чтобы крыша не текла и отопление дали вовремя, мы ещё на таком уровне. Но это только начало пути.
Путь это сложный, признают лидеры отрасли. При малых объёмах строительства и управления добиться финансовой эффективности УК девелоперу практически невозможно: сервис будет либо убыточным, либо низкого качества.

Не «коммуналка», а коммуникация

Дополнительные услуги сервиса, безусловно, увеличивают сумму в квитанции для жителей. В Челябинске, к примеру, средний чек на 1600 рублей в месяц может подрасти на 200-300 рублей за счёт новых опций. Однако за эти деньги клиент получает другое качество жизни.

— Дополнительные опции должны быть не эфемерными, а вполне понятными и осязаемыми. Например, нам удалось реализовать систему безопасности – покрытие видеонаблюдением всей территории нашего флагманского ЖК, – делится опытом директор «Голос.Девелопмент» Сергей Пахомов. – Когда закрыли базовые потребности в тепле, чистоте и безопасности, пошли дальше. Разработали приложение, чтобы у потребителей был удобный и прозрачный канал связи с УК. Наконец, дали людям площадку для саморазвития. Это соседский центр, где жители встречаются, общаются и проводят мероприятия. Это тоже кейс сервисной компании «Голос.Комфорт», которая у нас, кстати, существует как самостоятельный бизнес.

Так сфера деятельности управляющих компаний расширяется: это уже не только про «коммуналку», но ещё про коммуникацию и про эмоции.

— В свои новые проекты мы тоже начали закладывать пространства для работы и общения жителей, – рассказывает Татьяна Пацко, и. о. начальника продуктового направления ГК «Синара» (Екатеринбург). – Такие дома ещё строятся, и мы пока не до конца понимаем, как эти общие помещения будут работать. Чтобы они не пустовали, нам предстоит наладить управление. Как раз ищем методы, которые можем взять на заметку и применить у себя. И здесь опыт челябинских коллег вселяет в нас оптимизм.

Новые сервисные предложения воспитывают запрос в самих потребителях. Они начинают осознавать, что УК – это не абстрактная контора, которая выполняет непонятные работы по непонятному тарифу. Жители учатся строить с управляющими компаниями партнёрские отношения. Тогда люди знают, за что именно платят, и готовы платить осмысленно за конкретные вещи, меняющие среду вокруг них.