После объявления частичной мобилизации российские девелоперы столкнулись со снижением спроса на недвижимость. Этот спад оказался меньше, чем после февральских событий. Что сейчас предпринимают застройщики? В чём видят точки роста? И какие тренды планируют развивать? Об этом мы поговорили с представителями строительных компаний России.
Где искать ключ к стабильности?
В последние дни сентября застройщики из городов России приезжают в Челябинск. Давно запланированный бизнес-тур для девелоперов оказался весьма кстати: возможностью поделиться с коллегами опасениями на фоне новостей, но главное – обсудить перспективы.
— Мы точно понимаем, что наша главная задача сейчас – двигаться вперёд, – рассказывает организатор бизнес-тура, директор крупного челябинского застройщика «Голос.Девелопмент» Сергей Пахомов. – Если поставить работу на паузу сейчас, то мы лишим себя возможностей в будущем. Поэтому мы, как и планировали, продолжаем строить все наши проекты и готовить к выходу на рынок новые. У нас действуют все контракты с подрядчиками, никаких сокращений нет. При этом мы готовы не только думать о себе, но и развивать всю нашу отрасль, делиться опытом с коллегами.
В первый для Челябинска девелоперский бизнес-тур отправились руководители застройщиков из Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Казани, Стерлитамака и Екатеринбурга. Их цель – перенять опыт лидера местного рынка и найти инструменты, которые поднимут ценность продукта, не поднимая его себестоимость. В непрерывном развитии девелоперы видят ключ к устойчивости даже в непростое для отрасли время.
Сервис – новый тренд
В ТОП-20 российских застройщиков по потребительским качествам ЖК (независимый рейтинг ЕРЗ.РФ) столичных гигантов не так уж много – всего трое. Остальные – это игроки из регионов. В тройке лидеров расположились девелоперы из Свердловской, Челябинской и Кировской областей.
Это говорит о том, что по качеству продукта условная «провинция» уже догнала «центр». Застройщики из разных уголков страны научились строить более или менее схожие проекты. Теперь конкуренция смещается в сторону сервиса.
— Построил и бросил, как это было на этапах зарождения строительный сферы, – сейчас всё-таки не правильный подход. Ведь жизнь на получении ключей не заканчивается. И удовлетворённость жителя своим домом очень зависит от управления, – рассуждает Алёна Силачёва, генеральный директор УК группы компаний «ЛИГО» (Южно-Сахалинск).
Объём рынка УК в России превышает 85 миллиардов рублей в год. При этом сам рынок по большей части остаётся несовременным. Компании сосредоточены на решении базовых проблем: поменять кровлю, залатать трубы, без аварий войти в отопительный сезон. Новые технологии внедряются в сферу тяжело. Потребитель гораздо чаще ассоциирует УК с ЖЭКом, в который невозможно дозвониться, чем с качественным сервисом.
При таком раскладе найти стороннюю управляющую компанию для своих жилых проектов – путь для застройщика быстрый, но опасный. Если УК не может достойно обслуживать дом, это снижает ценность всего продукта.
— У нас нет своей «ручной» управляющей компании, и в направлении сервиса мы движемся очень медленно, – отмечает Галина Антипина, директор «ЛенРусСтрой» (Санкт-Петербург). – Мы постоянно беседуем с УК, которая обслуживает наши дома, рассказываем новости, просим, хотим, чтобы она развивалась. Это непростой диалог. Хотя я уверена, что 70 процентов успеха жилых проектов – это хорошее управление. Я сама к этому пришла недавно, когда поездила по разным городам, посмотрела на опыт коллег.
Другим вариантом может стать создание сервисного подразделения внутри девелопера. Так застройщик получает контроль над сервисом, но вместе с этим другие риски. Управляющая компания – принципиальной иной бизнес. Строители живут проектами, а УК – процессом. Процесс требует других компетенций от сотрудников, умения постоянно поддерживать контакт с конечными клиентами. Так застройщики приходят к третьему варианту решения «сервисной» проблемы – выделению управляющей компании в отдельный бизнес.
— Мы долго смотрели на то, как наши дома обслуживает другая «управляйка», и захотели свою собственную, – говорит директор «Специализированного застройщика “Риком Браво”» Рената Романова (Казань). – В этом году мы её создали. Пока для нас главное, чтобы крыша не текла и отопление дали вовремя, мы ещё на таком уровне. Но это только начало пути.
Путь это сложный, признают лидеры отрасли. При малых объёмах строительства и управления добиться финансовой эффективности УК девелоперу практически невозможно: сервис будет либо убыточным, либо низкого качества.
Не «коммуналка», а коммуникация
Дополнительные услуги сервиса, безусловно, увеличивают сумму в квитанции для жителей. В Челябинске, к примеру, средний чек на 1600 рублей в месяц может подрасти на 200-300 рублей за счёт новых опций. Однако за эти деньги клиент получает другое качество жизни.
— Дополнительные опции должны быть не эфемерными, а вполне понятными и осязаемыми. Например, нам удалось реализовать систему безопасности – покрытие видеонаблюдением всей территории нашего флагманского ЖК, – делится опытом директор «Голос.Девелопмент» Сергей Пахомов. – Когда закрыли базовые потребности в тепле, чистоте и безопасности, пошли дальше. Разработали приложение, чтобы у потребителей был удобный и прозрачный канал связи с УК. Наконец, дали людям площадку для саморазвития. Это соседский центр, где жители встречаются, общаются и проводят мероприятия. Это тоже кейс сервисной компании «Голос.Комфорт», которая у нас, кстати, существует как самостоятельный бизнес.
Так сфера деятельности управляющих компаний расширяется: это уже не только про «коммуналку», но ещё про коммуникацию и про эмоции.
— В свои новые проекты мы тоже начали закладывать пространства для работы и общения жителей, – рассказывает Татьяна Пацко, и. о. начальника продуктового направления ГК «Синара» (Екатеринбург). – Такие дома ещё строятся, и мы пока не до конца понимаем, как эти общие помещения будут работать. Чтобы они не пустовали, нам предстоит наладить управление. Как раз ищем методы, которые можем взять на заметку и применить у себя. И здесь опыт челябинских коллег вселяет в нас оптимизм.
Новые сервисные предложения воспитывают запрос в самих потребителях. Они начинают осознавать, что УК – это не абстрактная контора, которая выполняет непонятные работы по непонятному тарифу. Жители учатся строить с управляющими компаниями партнёрские отношения. Тогда люди знают, за что именно платят, и готовы платить осмысленно за конкретные вещи, меняющие среду вокруг них.
Застройщики России: как будет меняться рынок строительства жилья в регионах
13.10.2022
Что девелоперы называют новым трендом на рынке жилой недвижимости?