Доброе утро! С вами рубрика «Завтрак с предпринимателем» и сегодня с нами Наталия Магера, генеральный директор агентства «Арго-недвижимость»
Здравствуйте!
Наталия, расскажите, пожалуйста, с чего началась история вашего агентства
С детства я мечтала организовать свой собственный бизнес. В тех сферах, где работала до того, как стать риэлтором, требовались очень большие средства. А данный бизнес можно было начать с относительно небольшими вложениями.
Сколько существует агентство?
Агентство было открыто в 2004 году. Развивалось оно очень неравномерно. Почему? Его концепция не была продумана изначально – не было ни плана развития, ни специализации, все делалось просто на голом энтузиазме.
Только открывшись, мы сразу же столкнулись с тем, что на рынке существует масса агентств недвижимости. Они намного крупнее нас и обладают намного более мощными ресурсами, в том числе и по рекламным базам. Мы не могли дать своим сотрудникам и десятой части того, что могло дать крупное агентство. А для сотрудника важно, чтобы агентство ему предоставило хорошую поддержку, в том числе и рекламные базы, но это - достаточно серьезные ежемесячные траты.
Осознав данную проблему, мы чуть не закрылись. Но нам повезло. У нас созрела инновационная идея, которая позволила занять свою нишу. Если бы не эта идея, то мы бы здесь не встретились. Мы дали агентам то, что не давали другие агентства - более льготные условия работы. Так как рекламные базы не продаются физическим лицам, мы дали возможность риэлторам работать более самостоятельно под началом нашего юридического лица. На этой идее мы и выросли.
Поэтому первый совет начинающему предпринимателю - найдите ответ на вопрос «Чем я буду отличаться и что я смогу дать своим клиентам и сотрудникам?».
А вот дальше мы допустили ошибку. Получив неплохой доход от идеи, мы фактически просуществовали несколько лет не развиваясь, просто по инерции, получая дивиденды от своей новации.
Мы не отслеживали конкурентов. И нашу идею внедрили другие агентства с еще более льготными условиями. В итоге, когда мы опомнились, в нашей фирме осталось около 7 человек. Встала речь о закрытии фирмы. В связи с этим, вот мой второй совет начинающим предпринимателям - Чтобы фирма хотя бы стояла на месте - надо бежать, а если хотите развиваться, то это - самый настоящий спринт.
Наступил переломный момент. Я рассталась с учредителем и уже поднимала фирму так, как ее поднимают большинство управленцев - безо всяких суперидей, за счет труда и личного вклада. В итоге, я ее подняла выше того уровня, чем было раньше, но на это ушли годы.
Во время становления фирмы директора, зачастую, совмещают несколько функций. Я бы хотела от этого предостеречь – Директор как можно быстрее должен сосредоточиться на управленческих функциях, иначе ни управлению, ни клиентам, ни сделкам должное внимание не будет уделяться, и фирма не будет развиваться.
Директор, который по максимуму сосредоточен на управлении, будет выстраивать правильную стратегию и чаще принимать правильные решения. При этом, все ошибки необходимо как можно меньше афишировать - неудачи остро воспринимаются сотрудниками.
Если вы планируете открывать бизнес именно в сфере недвижимости, обратите внимание на специфику данного бизнеса - отсутствие специального образования для риэлторов и, как следствие, нехватку профессионалов высокого уровня. Создается иллюзия, что любой человек может стать риэлтором.
Я решила кадровую проблему путем создания команды под себя. Для этого я много училась и, как только почувствовала себя уверенной, начала обучать своих сотрудников. Занимаюсь этим уже на протяжении 7-8 лет.
На данный момент у меня написан полный курс семинаров, разделенный по уровням, и 4 методических пособия для риэлторов - «с нуля» до эксперта, который чувствует себя уверенно. Данные материалы мы подготовили с адвокатом и налоговиком, которые одновременно являются и преподавателями, и практиками, то есть имеют обширную теоретическую и практическую базы.
Какова примерная структура агентства?
Директор, руководители отделов, менеджеры групп и риэлторы.
На сегодняшний момент наше агентство недвижимости - это команда замечательных сотрудников, которые сохранили веру в меня, когда оно находилась в плачевном состоянии. Сейчас эти сотрудники занимают ключевые позиции в агентстве, являются менеджерами и руководителями отделов. С этой командой и благодаря разработанным курсам лекций мы вырастили и профессиональных агентов.
Приятно видеть результаты труда - высокий уровень специалистов агентства. Например, у нас настолько высокие требования к менеджерам групп , что менеджера из других агентств нам далеко не всегда подходят.
Какие наиболее популярные направления в агентстве недвижимости?
У нас все начиналось с аренды. Но если бы мы на этом и остались только сильно бы прогадали.
Несколько лет назад мы приняли решение о диверсификации бизнеса - начали заниматься несколькими направлениями сразу. На сегодняшний день нашими основными направлениями являются - купля-продажа на вторичном рынке и продажа новостроек.
На какие расходы рассчитывать человеку, открывающему бизнес в данной сфере?
Во - первых, офис. Сколько на него потратить зависит от выбранного направления деятельности. Так, если вы планируете заниматься элитной недвижимостью, то и офис должен быть соответствующим. Если же ваш потенциальный покупатель – среднестатистический житель нашего города, то хватит и обычного, не слишком дорогого, офиса.
Во- вторых, необходимо иметь ряд баз для рекламы объектов по купле-продаже, аренде и т.п. Это достаточно дорого и в них постоянно надо вкладываться. Лет десять назад доступ к базам
был дешевле. Тогда эти структуры только развивались. Однако сейчас становление их рынка завершено и на рекламные базы цена достаточно высока.
В-третьих, налоги. В нашем случае - это ООО с упрощенкой.
В-четвертых, сотрудники. Нужно сразу понимать, откуда будут приходить клиенты. Если извне – необходимо нанимать секретаря на оклад, если через агентов – давать им комфортные условия и большие проценты.
Открывая агентство необходимо иметь определенную «подушку безопасности». Например, сделки по вторичной недвижимости, особенно загородной – очень долгий процесс, они закрываются от 3 месяцев до года. А вознаграждение - только по факту совершения сделки. Поэтому нужно понимать, что первые доходы будут только через несколько месяцев.
Подводя итоги, я могу сказать, что минимальный вход нового агентства на рынок недвижимости – 100 - 150 тыс. в месяц!
Что бы вы посоветовали тому, кто хочет открыть бизнес в данной сфере?
Подумать хорошо. На наш рынок приходят два типа людей – те, кто никогда не имел отношения к нашему рынку и не знает его специфику и второй тип – те, кто давно работает в данной сфере.
Первому типу людей я бы посоветовала сначала пойти и поработать простым риелтором, особенно, если вложений у вас не много.
А тому, кто хорошо знаком с данным рынком - все взвесить. Если ты хороший риэлтор - это еще не значит, что ты станешь хорошим управленцем. Человек должен понимать, что его плюс – это организация, а не работа с клиентами. Зачастую оказывается, что хороший риэлтор-продажник зарабатывает больше, чем руководитель маленького агентства. Умение организовывать людей и продавать – это разные таланты. Нужно понять, что именно твое.
Кроме того, не нужно ставить во главу угла финансовые идеалы. Если зарабатывание денег ставить основной целью, то меньше всего это принесет денег. Нужно «болеть» своей профессией, своей командой. Нужен энтузиазм, достижение целей и тогда будет хорошая отдача, в том числе и финансовая.
Какие ближайшие цели вашего бизнеса?
В перспективе планирую организовать очень большой обучающий проект, а также попробовать создавать подобные мероприятия для клиентов. Образовательные курсы позволили нам создать профессиональную команду, теперь попробуем зайти с другой стороны и привлекать, таким образом, клиентов. Ведь умение привлечь и удержать клиентов - это гарантия успешного будущего.
Спасибо за ваши ценные советы. С нами была Наталия Магера, руководитель агентства недвижимости.
Подробнее: http://createrra-spb.ru
«Завтрак с предпринимателем». Агенство «Арго-недвижимость»
16.02.2018
Доброе утро! С вами рубрика «Завтрак с предпринимателем» и сегодня с нами Наталия Магера, генеральный директор агентства «Арго-недвижимость»