Женщины-мигранты на российской музыкальной сцене


Российский музыкальный слушатель становится более требовательным и искушённым. С ростом запросов аудитории музыкальная сфера переживает настоящую революцию.

Женщины-мигранты на российской музыкальной сцене
Российский музыкальный слушатель становится более требовательным и искушённым. С ростом запросов аудитории музыкальная сфера переживает настоящую революцию. Артисты больше не боятся экспериментировать со стилями, жанрами и звучанием. Героини этого обзора, Наргиз, Аника и Манижа, смогли не только снискать любовь российского слушателя, но и привнести что-то оригинальное и неповторимое в современную поп-музыку.

Наргиз Закирову знают не только в Узбекистане и в России, прославилась она и в Америке. Артистка родилась в Ташкенте в творческой семье: мама – эстрадная певица, отец играл на ударных в ансамбле. В первый раз на сцену Наргиз вышла, когда ей было 4 года, а в 15 лет она выступила на конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни «Юрмала-86», получив в итоге приз зрительских симпатий. В 1995 году певица эмигрировала в США, где продолжила заниматься творчеством: пела в группах, выступала в клубах, записала свой первый альбом «Золотая Клетка», приняла участие в музыкальном конкурсе “The X-Factor”. Организаторы не перезвонили ей после третьего этапа отбора, но Наргиз не сдалась и продолжила заниматься музыкой. Певица отправилась на российский музыкальный проект «Голос», который и принёс ей славу в России. С 2014 по 2019 год Наргиз начала сотрудничать с продюсером и композитором Максимом Фадеевым, а после крупного скандала и расторжения контракта, стала работать с Виктором Дробышем. Сейчас её карьера идёт в гору: артистка записывает новые песни, гастролирует по России, выступает в Америке. Наргиз прошла долгий путь к сердцам слушателей, завоевав их не только талантом, но и упорным трудом.

Переезд в Москву открыл двери в музыкальную индустрию ещё одной нашей героине. Аника – творческий псевдоним молодой соул-исполнительницы Анны Пурцен. Девушка переехала с родителями из Тбилиси, когда ей было 6 лет. Интерес к музыке проснулся в детстве, в подростковом возрасте она начала играть в школьной рок-группе. Но родители не одобрили её решения заниматься творчеством, поэтому она поступила на факультет графического дизайна. Вернуться в музыку помог случай: во время прогулки по центру Москвы Анна познакомилась с группой молодых уличных музыкантов, оставила им свой номер, а на следующий день уже выступала вместе с ними. Когда начинающая певица поняла, что своим талантом может зарабатывать на жизнь, то начала выступать в московских барах, клубах и кафе. В основном исполняла песни Эми Уайнхаус, Эрики Баду и Лорин Хилл, но скоро начала сочинять собственные композиции и выкладывать их в социальные сети. Её вокальная техника и необычный тембр голоса привлекли внимание организаторов музыкального проекта по поиску молодых талантов Soul Kitchen, но настоящая слава пришла к Анне после шоу «Песни», транслировавшегося на телеканале ТНТ. На тот момент молодая исполнительница уже записала первый сингл, сняла клип и познакомилась с несколькими популярными исполнителями. После участия в проекте Аника продолжила заниматься музыкальной карьерой: весной 2020 года певица выпустила альбом «Старше», который сразу нашёл отклик в сердцах слушателей благодаря трогательным и близким каждому текстам, а также оригинальному и разнообразному звучанию: в альбоме хватает и альтернативных поп-мотивов, и соула в духе Эрики Баду. В своём интервью на радио Studio21 девушка рассказала, что пока ищет себя и свой уникальный стиль, а её глобальная цель – стать большим артистом. Судя по количеству прослушиваний треков Аники на различных музыкальных стриминговых сервисах, всё к этому и идёт.

Благодаря своему творчеству в социальных сетях прославилась Manizha. Под этим псевдонимом выступает российско-таджикская исполнительница Манижа Сангин. Девушка родилась в Душанбе в интеллигентной и прогрессивной семье. Её бабушка была одной из первых женщин в Средней Азии, которая отказалась носить паранджу и заявила, что будет самостоятельно зарабатывать. Именно бабушка первой поверила в талант Манижи и всячески поощряла её занятия музыкой. В 1994 году семья переехала в Москву. Родители отдали дочь на курсы игры на фортепиано, водили к частным педагогам по вокалу. С 12 лет Манижа начинает участвовать в конкурсах и выступать на сцене, а в 14 записывает на студии несколько песен, которые ротировались на российских и таджикских радиостанциях. В 2011 году начался новый период творчества артистки: Манижа много работала за пределами России, занималась вокалом в госпел-школе, приняла участие в создании саундтрека к фильму Ивана Вырыпаева «Танец Дели». Вместе с этим Манижа начала делиться своим творчеством и в социальных сетях. Артистка записывала пятнадцатисекундные видео в Instagram, в которых исполняла каверы на песни популярных исполнителей: Боба Дилана, Дэвида Боуи, Джимми Хендрикса. Позже она стала радовать поклонников и собственными композициями, некоторые из них вошли в 2017 году в дебютный альбом певицы “Manuscript”, который вызвал большой резонанс в мире музыкальной индустрии. За короткие сроки он достиг верхних позиций в рейтинге iTunes, и до сих пор “Manuscript” – один из наиболее прослушиваемых российских музыкальных альбомов. Помимо творчества, Манижа активно занимается общественной деятельностью. В 2017 году артистка запустила флешмоб «Травма красоты», цель которого – делиться в социальных сетях переживаниями и комплексами, связанными с внешностью. В одной из своих публикаций Манижа написала: «Моё тело – мой дом. Дом, в котором 26 лет я ненавидела каждый его изгиб и фактуру». По мнению певицы, подобные флешмобы способны развенчать мифы, связанные с медийными идеалами, навязанные социальными сетями и глянцевыми обложками. А в 2019 году Манижа запустила масштабную кампанию, направленную на борьбу с проблемой домашнего насилия. В её рамках выпущено бесплатное приложение “Silsila”, которое позволяет вызвать помощь в экстренной ситуации и предлагает список кризисных центров. В дополнение к этому Манижа выпустила клип на песню «Мама», где поднимается тема домашнего насилия и приводятся статистика подобных преступлений в России. Манижа стала не только примером для подражания, любимой исполнительницей, но и близким другом для многих слушателей.

Эти примеры в очередной раз дают возможность убедиться в том, что национальность, статус мигранта и отсутствие российского гражданства не являются помехой для создания музыкальной или другой успешной карьеры.

Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»