Женщины-мигранты в мире российского кино


Многие привыкли ассоциировать мигрантов с дворниками, уборщиками или работниками сферы услуг, но есть примеры, которые подтверждают, что никакие социальные рамки не могут помешать женщинам-мигрантам прийти к своей цели: снять самый обсуждаемый фильм года, получить престижную кинонаграду или стать востребованной российской актрисой.

Женщины-мигранты в мире российского кино
Существует стереотип о том, что граждане стран СНГ стремятся на заработки в Россию лишь по причине сложной экономической ситуации и невысокого уровня жизни на родине. Нельзя отрицать того факта, что большая часть мигрантов готова жертвовать своим социальным статусом, расстаться на время с семьей и тяжело работать в чужой стране, чтобы подзаработать денег. Но мнение о том, что мигранты готовы занимать самые непрестижные должности, чтобы только прокормить себя и родных - лишь миф. Пребывание и работа в другой стране может дать возможность личностного роста, развития в профессиональной сфере.

В век эмансипации женщины наравне с мужчинами мигрируют, чтобы достичь определенных целей. Одни хотят лучше обеспечить семью, другие - открыть или развить бизнес, третьи - прославиться. Женщины-мигранты из стран СНГ имеют столько же возможностей показать свой талант, как и граждане принимающего их государства. Многие привыкли ассоциировать мигрантов с дворниками, уборщиками или работниками сферы услуг, но вот лишь несколько примеров, которые подтверждают, что никакие социальные рамки не могут помешать прийти к своей цели: снять самый обсуждаемый фильм года, получить престижную кинонаграду или стать одной из самых востребованных российских актрис.

Нигина Сайфуллаева переехала из Душанбе в Москву в начале 2000-х, в 2005 году окончила факультет истории искусств РГГУ, а в 2010 - Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ее дебютными работами стали короткометражные фильмы “Хочу с тобой” (2009) и “Шиповник” (2011). Уже в 2012 году Нигина стала известна массовому зрителю как режиссер комедийного сериала “Деффчонки”, который транслировался на телеканале ТНТ. Позже она работала и в качестве сценариста над фильмом “Про любовь. Только для взрослых”, где также сняла одну из новелл. Фильм завоевал сердца зрителей, а имя Нигины Сайфуллаевой окончательно закрепилось в мире киноиндустрии. Ее работы не всегда рассчитаны на массового зрителя. Обычно это тонкие психологические драмы о хрупкости, взрослении и становлении женщины, из-за чего ее часто называют “русским Бертолуччи”. Критики заслуженно относят Нигину к самым ярким представительницам новой волны российского кино. Сейчас режиссер продолжает свою профессиональную деятельность. Ее последними киноработами стали психологические драмы “Звезд неверный свет” и “Верность”.

Еще одна представительница мира кино - Равшана Куркова. Свою первую роль она сыграла в артхаусной драме Рашида Маликова “Тайна папоротников” (1992). В конце 90-х Равшана уехала из Узбекистана, чтобы получить актерское образование и заниматься кино профессионально. В Москве она прошла курс актерского мастерства, после чего начала активно принимать участие в различных телепроектах и появляться на экранах. Сейчас Равшана Куркова - одна из самых узнаваемых и востребованных российских актрис, за ее плечами уже более 50 ролей в кино. Работы в фильмах Анны Меликян “Про любовь” (2015) и “Про любовь. Только для взрослых” (2017), а также в сериале “А у нас во дворе…” (2015) по-настоящему прославили актрису. Равшана не боится экспериментировать с образами и ролями. В 2009 году с ее участием вышел фильм эстонского режиссера Вейко Ыунпуу “Искушение святого Тыну”. Работа получилась весьма артхаусной, самого Вейко даже начали сравнивать с Дэвидом Линчем. А в 2019 году Равшана сыграла одну из ролей в фильме британского режиссера Рэйфа Файнса “Нуреев. Белый ворон”. Эти работы принесли известность актрисе не только в России, но и за рубежом. Сейчас Равшана продолжает работать в кино, играет в театре “Практика”, а также часто участвует в различных проектах. Актриса не собирается останавливаться на достигнутом, и как она сама говорит в одном из интервью журналу «HELLO!»: “Я иду навстречу своим главным в жизни ролям”. В скором времени российский зритель может ждать появления актрисы в интересных проектах и в новых нетипичных образах.

Попасть в мир кино, заслужить любовь зрителей - не просто, но у Анны Меликян это получилось. Она приехала в Москву, когда ей было всего 17. В 90-е она работала режиссером на телевидении, писала сценарии для рекламных роликов, но скоро поняла, что хочет попасть в большое кино. В 2002 Анна окончила режиссерский факультет ВГИК, а уже в 2004 году на свет появился ее первый полнометражный фильм, премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале. Второй полнометражный фильм “Русалка” (2007) стал началом выдающейся трилогии, московского киноромана о судьбах простых, но при этом немного сказочных девушек. В эту серию позже войдут ее работы “Звезда” (2014) и “Фея” (2019). К 2020 году Анна Меликян стала любимицей и победительницей “Кинотавра”, попала в десятку самых перспективных режиссеров в мире по мнению американского журнала “Variety”, а российский кинокритик Антон Долин в одном из материалов для интернет-издания “Meduza” назвал ее одной из самых ярких звезд новой режиссуры 2000-х.

Миграция - это вовсе не о потере социального статуса, непрестижной работе, проблемах с адаптацией и трудоустройством. Чаще всего это о личностном и профессиональном становлении. На примере этих героинь становится ясно, что мир кино и российский шоу-бизнес - не только для “своих”.


Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»