Для ориентации в современной экономике и получения конкурентных преимуществ, компании регулярно изучают позиции отраслевых соперников, емкость рынка, перспективы и угрозы общей деловой среды. Условно, российские представители топливно-энергетического комплекса должны находиться в курсе множества аспектов влияния: от действий Минэнерго в рамках реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. и возможного расширения системы стратегического хранения нефти до перспектив «зеленой энергетики» и ближневосточной повестки.
В реалиях цивилизованного предпринимательства растет значение законных методов информационно-аналитического сопровождения топ-менеджмента, объединенных понятием «бизнес-разведки», которая включает конкурентное и маркетинговое направления. Благодаря управлению знанием компания получает представление о самых разных сферах профессиональной деятельности конкурентов: о клиентских базах, взаимоотношениях с партнерами и надзорными органами, о финансовых ресурсах и методах дистрибуции.
Сбор информации осуществляется на основе анализа открытых источников (профессиональные базы данных, статистические и регистрационные сведения, официальная отчетность компаний, результаты маркетинговых исследований, публикации СМИ) и мониторинга событий в экономике, политике, законодательстве.
Первым шагом в изучении зарегистрированного на территории РФ юридического лица может стать получение выписки из ЕГРЮЛ, содержащей список учредителей фирмы, данные о ее руководстве, бухгалтерские показатели. Выяснить состояние финансовых активов и судебной истории компании можно при обращении к ресурсам Росстата, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, и т.д.
За автоматизацию сбора и изучения данных, упрощающую ведение бизнес-разведки, отвечают информационно-аналитические системы, как «Семантический архив», разработанный компанией «Аналитические бизнес-решения» в 2004 г. Система создает интегрированное информационное хранилище с возможностью хранения досье на объекты мониторинга и поддерживает технологии «управление знаниями». Ее функции включают проведение выборки параметров по интересующим документам, объектам и событиям, выявление взаимосвязей между ними, обобщение данных, составление итоговых отчетов.
В бизнес-разведке применяются и «полевые» практики, как «mystery shopping» – общение с конкурентом под видом потенциального клиента. Работа с кадровыми агентствами позволяет вникнуть в логику формирования другими компаниями структуры персонала, в том числе назначений на руководящие посты, сделать выводы об имидже предприятия на основе изучения уровня кадровой сменяемости. Полученный материал используется для определения приоритетных направлений инновационного развития, прогнозирования рисков, минимизации ущерба от сотрудничества с недобросовестными игроками рынка.
В России институализация бизнес-разведки далека от завершения. Понимание ее значения только приходит к отечественным предпринимателям, что, по мнению экспертов, объясняется подавляющей ролью «административного ресурса» в конкурентной борьбе и сопряженными проблемами коррупции, бюрократических барьеров, закрытости информации. Несовершенна и нормативная база, допускающая двойные трактовки отдельных направлений данного вида деятельности как легальных и нелегальных. Частично особенности ведения бизнес-разведки регламентируют Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О персональных данных». Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяет методы изучения рынка и сбора информации (ст. 3, 5, 7).
Вместе с тем, на правительственном уровне в РФ все отчетливей осознают тождественность бизнес-интересов госкорпораций и страны в целом в контексте мирового информационного противостояния, о чем свидетельствует финансирование научных разработок в области применения технологий бизнес-разведки. Дисциплину изучает ряд отечественных ВУЗов. С компаниями, работающими в этом направлении, сотрудничают ведущие ученые. В июне 2019 г. доктор политических наук, профессор МГУ А.В. Манойло возглавил первую в РФ магистерскую программу «Информационные и гибридные конфликты», отвечающую за подготовку кадрового резерва для системы противодействия информационным войнам и психологическим операциям.
Для понимания процесса становления конкурентной разведки, включая ее этический аспект, важно иметь представление об исторических примерах. Один из них приводит в своем учебном пособии (2018 г.) по теме Н.И. Баяндин – заведующий специализированной учебно-научной лабораторией «Информационное противоборство в бизнесе» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. В 1891 г. Д.И. Менделеев по заданию высшего военного начальства Российской империи выехал в Великобританию и Францию для сбора сведений об изготовлении бездымного пороха. Не имея доступа к тайной формуле, русский ученый по разным версиям произвел вычисление пропорций взрывчатых веществ на основе наблюдения за работой завода или путем анализа публикаций в зарубежной прессе об объемах сырьевых поставок на предприятие.
По мере расширения правового поля в современной России возрастает роль бизнес-разведки и спрос на специалистов, интеллектуалов, умеющих эффективно и творчески использовать законные методы получения коммерчески важных сведений. В информационном обществе острый ум и аналитические способности постепенно вытесняют криминальные схемы бизнес-шпионажа.
Дмитрий Исповедников
Обозреватель Консалтинговой Группы "Good Life Consulting"
Золотая эра интеллектуала – тенденции развития российской бизнес-разведки
09.08.2020
Для ориентации в современной экономике и получения конкурентных преимуществ, компании регулярно изучают позиции отраслевых соперников, емкость рынка, перспективы и угрозы общей деловой среды.