Эксперты ожидают дальнейшего снижения продаж по всем видам страхования. Для того чтобы справиться с последствиями кризиса, страховщикам придется пойти на ряд жестких мер: сократить расходы и персонал. Но главное из того, что необходимо сделать, по мнению экспертов, — диверсифицировать канал продаж и сбалансировать страховой портфель.
эксперты
Елена Алексеева
директор самарского филиала СК «Московская страховая компания»
Александр Григорьев
генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» (г. Москва)
Олег Кокорев
владелец агентства «Страховой советник Кокорев»
Илья Ломакин-Румянцев
руководитель Федеральной службы страхового надзора
Павел Маврин
директор самарского филиала ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»
Алексей Наумов
директор самарского филиала ООО «Первая страховая компания»
Дмитрий Цибизов
генеральный директор ООО «ДСТС Финанс Консалтинг»
Что будет со страховыми компаниями через два года?
Какие новые каналы продаж нашли страховщики?
Какие виды страхования уйдут вслед за кризисом?
Еще год назад, оценивая перспективы самарского страхового рынка на ближайшие несколько лет, эксперты «ДК» предполагали два возможных варианта развития событий. Они исходили из тезиса о неминуемом росте рынка и увеличении объема страховых сборов. Первый путь, оптимистичный, — предусматривал ежегодный рост премии на 30%, а второй, более умеренный, — рост в 10%. Еще в первом полугодии текущего года эти прогнозы практически полностью сбывались. Несмотря на то что количество игроков на рынке значительно уменьшилось (116 зарегистрированных на территории Самарской области страховых компаний (СК) против 150 в прошлом году), в совокупности премий было собрано больше. Так, по данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на территории региона СК собрали 8,354 млрд руб. премий (за аналогичный промежуток времени в 2007 г. — 6,865 млрд руб.). В то же время общий объем выплат составил сумму в 3,749 млрд руб. (показатели 2007 г. — 2,88 млрд руб.).
Значительно вырос сегмент добровольного страхования имущества, который является наиболее выгодным для страховщиков. Сборы здесь достигли уровня практически в 5 млрд руб., а выплаты — 1,9 млрд руб. Эти показатели превосходят прошлогодние, что говорит о хорошей динамике рынка и постепенной переориентации СК на работу с добровольными видами страхования за счет сокращения обязательной «автогражданки».
Высокие темпы роста сохранялись вплоть до начала финансового кризиса. Но сейчас положение дел в страховании стремительно приближается к критической отметке. Теперь прогнозы изменились. Оптимисты утверждают, что рост рынка продолжится, но сборы компаний будут расти значительно более медленными темпами — по разным оценкам, от 3 до 5% в год. Пессимисты прогнозируют скорый обвал рынка, снижение премий вплоть до 50%. Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» АлексАндр григорьев на пресс-конференции в Москве высказал точку зрения о том, что кризис в полном объеме накроет страховой рынок к лету 2009 г. «Но это будет не так заметно, как, например, в случае с банками, — говорит эксперт. — Если «лопнет» банк, то можно ожидать всплеска социального напряжения. Скажем, его вкладчики перекроют центральную улицу города, требуя скорейшего возврата своих денег. Со страховщиками все иначе. Страховые случаи не возникнут массово и одновременно. Просто раз за разом многие СК не смогут удовлетворить требования своих клиентов и в течение определенного времени тихо уйдут с рынка. Но последствия такого ухода для страхователей будут катастрофическими». На той же пресс-конференции руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев озвучил прогноз своего ведомства: из более 800 участников общероссийского рынка страхования пережить финансовый кризис сможет порядка 500 компаний.
Пока нет данных о значительных «чистках» на самарском страховом рынке. На сайте ФССН размещена информация об ограничении действия лицензии на право заключать договоры ОСАГО у ЗАО «Страховая Акционерная Компания «Инфострах» (в городе работает ее филиал) и о полном отзыве лицензии у ООО СК «Жизнь» (центральный офис этого страховщика находится в Самаре).
Страховщики получили пас от банков
По признанию участников рынка, большинство из них не предвидело наступления кризиса в конце года. В частности, владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев отмечает: «Думаю, что не только для страховщиков, но и для большей части российского общества кризис во многом стал неожиданностью. Хотя его признаки явно ощущались. Но мы были расслаблены высоким уровнем потребления и проигнорировали тревожные звоночки». Такое же мнение высказывает и директор самарского филиала СК «Московская страховая компания» Елена Алексеева: «Страховые компании были успокоены высокими темпами роста рынка и явно не думали о негативном прогнозе».
По словам экспертов, наиболее существенные потери несут те страховщики, которые построили свою работу на тесных взаимоотношениях с банками и дилерами автопроизводителей. Еще летом этот сегмент страхового бизнеса был одним из самых выгодных, а компании вели жесткую конкуренцию за попадание в тот или иной автосалон или за допуск в крупный банк. «Как известно, большинство новых автомобилей приобретается в кредит, причем страховка является обязательным требованием банка, — говорит один из экспертов. — Премии по добровольному автострахованию росли, также увеличивались сборы и по страхованию ипотеки».
Например, по данным «ДК» за первое полугодие 2008 г., объем выданных кредитов в Самарской области вырос практически на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Те страховщики, которые смогли наладить отношения с банками и автосалонами, получали самый большой объем сборов, при этом выплаты по этим видам страхования были не столь значительны.
Но с началом кризиса этот канал продаж для страховых компаний потерял прежнюю актуальность. Директор самарского филиала «Первой страховой компании» Алексей Наумов рассказывает: «Главным следствием финансового кризиса стала стагнация банковской сферы. Как следствие, для страховых компаний поступление премий с помощью банковских продаж свелось к минимуму. До кризиса в некоторых СК они достигали 80% от объема всех страховых премий. Для них ситуация может оказаться наиболее критической». По мнению Елены Алексеевой, степень влияния финкризиса на страховщика зависит от особенностей его портфеля: «Если большая часть портфеля состоит из договоров КАСКО, ОСАГО и страхования ипотеки, то такие компании несут значительные потери». По оценке эксперта, объем страховых премий по этим видам сократился в среднем на 20-30%.
Кризис подтолкнул страховые компании к диверсификации каналов продаж
Олег Кокорев выделяет несколько стратегий поведения страховых компаний в условиях кризиса: «Некоторые пытаются удержать тарифы на прежнем уровне или даже повышают их, чтобы сохранить менее убыточную часть клиентуры и оставить расходы на ведение дел (РВД) на приемлемом для себя уровне. В основном это федеральные страховщики с большим страховым портфелем и устойчивыми поступлениями. Компании, у которых есть проблемы с потоком наличности — это федеральные и местные игроки, — наоборот, временно снижают тарифы, но вот насколько временно — спрогнозировать сейчас трудно». Кроме того, эксперт выделяет еще один тип страховщиков, которые, несмотря на кризис, пытаются выйти на местный рынок. «У них незначительные расходы на РВД и минимальный объем заявленных убытков. Конечно, они рискуют, заходя на рынок с заниженными тарифами, — размышляет г-н Кокорев, — но делают ставку на то, что к моменту, когда убытки будут их «догонять», а это произойдет в течение года-полутора после захода в регион, кризис уже закончится».
Другие эксперты видят более стандартные пути нивелирования последствий кризиса — ответственный подход к наполнению страхового портфеля и диверсификация каналов продаж. «Кризис, конечно, кризисом, но во всем есть свои плюсы, — говорит Алексей Наумов. — Сегодня появилась возможность посмотреть на работу страховой компании с других сторон, которые на этапе бурного роста отходят на второй план. Например, отказаться от сосредоточения только на одном канале продаж, увеличить портфель компании за счет добровольных видов страхования, отслеживать эффективность работы каждого сотрудника и целесообразность ряда затрат и многое другое». По его мнению, положение на страховом рынке стало немного тяжелее, чем в начале года. «Но ситуация далеко не критичная», — считает г-н Наумов.
Тем не менее многие страховые компании вынуждены сокращать рекламные бюджеты и массово увольнять сотрудников. Никто из опрошенных экспертов не подтвердил проведение столь жестких мер в своих компаниях, но все согласились, что готовы к такому варианту событий. Александр Григорьев рассказал журналистам, что уже отдал распоряжение о практически полном приостановлении рекламной кампании на телевидении и в печатных СМИ, оставив только рекламные щиты в городах присутствия «Ингосстраха».
Кризис увеличил шансы посредников
Но в условиях финансового кризиса более уверенно начинают заявлять о себе посредники — страховые брокеры. По словам Олега Кокорева, и граждане, и руководители предприятий научились считать деньги, которые они тратят на страхование, и весьма трепетно начали подходить к выбору СК. Поэтому увеличивается роль профессиональных страховых посредников, представляющих своих клиентов в отношениях со страховыми компаниями. Сегодня в Самаре насчитывается меньше десятка компаний, позиционирующих себя в качестве страховых брокеров или независимых страховых агентств.
Финансовый кризис для новых игроков не помеха. Так, в ноябре о своем желании присоединиться к самарскому пулу страховых брокеров заявила консалтинговая группа «ДСТС Финанс Консалтинг», ранее занимавшаяся юридическим и бухгалтерскими услугами в качестве аутсорсера. По словам генерального директора ООО «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрия Цибизова, за первый год работы на страховом рынке Самары компания намерена собрать не менее 61 млн руб. премий.
Рынок продолжит рост, но прежних темпов не будет
Все участники рынка ждут снижения поступлений премий практически по всем видам страхования. Директор самарского филиала ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» Павел МавриН: «Предполагаю, что примерно на 12% снизится объем страхования имущества физических лиц, на 10% — страхование от несчастных случаев (НС), на 11% — долгосрочное страхование жизни». Но, по мнению эксперта, сохранят свои позиции добровольное медицинское страхование (ДМС), ОСАГО и страхование имущества юридических лиц. «Хотя с последним можно и поспорить», — резюмирует эксперт.
Другие эксперты в своих прогнозах более категоричны. Александр Григорьев считает, что, например, рынок долгосрочного страхования жизни в период кризиса покинут до 50% всех работающих на нем сегодня страховщиков. «Страхование жизни, конечно, будет развиваться, но очень медленно, и в течение двух лет его темпы замедлятся еще больше», — размышляет он.
Эксперты довольно противоречиво оценивают развитие местного рынка ДМС. С одной стороны, оно относится к дополнительным социальным гарантиям, которые в период кризиса на любом предприятии первыми идут под нож. С другой стороны, в следующем году вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают возможность отчисления 6% (ранее было только 3%) от фонда оплаты труда на себестоимость продукции. Это позволит уменьшить налоги для предприятия, а значит, привлечет внимание к ДМС.
Стратегия развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная правительством и обнародованная Всероссийским союзом страховщиков, ожидает в 2009 г. в среднем падение сборов на 5%. В дальнейшем же ожидается рост на 17-20% ежегодно.
детали
ОСАГО остается убыточным видом
По обязательному страхованию автогражданской ответственности сборы за 9 месяцев текущего года составили порядка 1,464 млрд руб., а выплаты — 939,465 млн руб. (1,587 млрд и 919,112 млн руб. соответственно — показатели прошлого года за аналогичный период). В целом, по признанию страховщиков, ОСАГО продолжает быть убыточным видом. Поступления ОСАГО в текущем году не покрывают объем всех выплат, произведенных в этом и прошлых годах. Получается своеобразная пирамида. Страховщик, который ориентируется только на ОСАГО, вынужден все больше и больше заключать договоры «автогражданки» для покрытия выплат предыдущих лет. Чтобы набрать больше таких договоров, СК вынуждена постоянно увеличивать комиссионное вознаграждение (КВ) своим агентам (в некоторых компаниях оно достигает 25-30% от премии), в результате даже та минимальная прибыль от ОСАГО уходит на РВД. В этом году многие крупные страховщики отказались от ОСАГО, ограничивая активность менеджеров по заключению таких договоров внутренними приказами. Например, совсем не выплачивать КВ за ОСАГО агентам или не принимать на страхование водителей, чей стаж меньше двух лет.
Страховые компании отказываются от агентского корпуса
В некоторых компаниях отказались от агентского корпуса, до максимума сократив РВД и снизив тарифы. Но другие участники рынка такие заявления считают грамотным PR-ходом. Так, один из экспертов, комментируя этот подход к страхованию, высказывает мысль, что в этом случае компания должна тратить больше средств на рекламное сопровождение бизнеса. «Не имея агентов, им надо очень много средств вкладывать в рекламу, для того чтобы люди запомнили их телефон, — в несколько раз больше, чем тратит на эти цели другая среднестатистическая СК. При этом они декларируют, что у них тарифы меньше примерно на 20%, но разброс тарифов на страховом рынке очень широк, есть различия практически в 2,5 раза. И если от самого минимального тарифа отнять еще 20%, то получается абсолютно убыточная картина».
Топ-лист:Страховые компании
http://dkvartal63.ru/magazines/dk-samara/2008/n44/top-liststrakhovye_kompanii
Обзор: Страховые компании. Самара
10.12.2008
Финансовый кризис резко сократил объем премий у всех самарских страховщиков. Но в наиболее худшем положении оказались компании, специализирующиеся на страховании КАСКО и залогового имущества, здесь сборы упали до 20-30%.