Обзор: Веб-разработчики г. Ростов-на-Дону

24.02.2009

Рынок веб-строительства — один из немногих, на которых кризис скажется в целом положительно. Снижение количества заказов будет компенсировано увеличением спроса на редизайн сайтов, а также ростом рынка интернет-рекламы.

эксперты
Сергей Бараев
директор креативного агентства «Форсайт»
Александр Букуров
директор интернет-агентства «Битек»
Ольга Вибе
директор студии VIBE-design
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Денис Кулиш
арт-директор студии «Хороший Дизайн»
Александр Лохматов
коммерческий директор креативного агентства «Интерно»
Андрей Савельев
директор по маркетингу Media-Art
Роман Саранченко
директор интернет-агентства «Информа»
Евгений Теслов
предводитель и арт-директор «Симбиозис.Лаб»

Как на рынке скажется сокращение заказов на разработку сайтов?

Каким будет основной фактор роста рынка веб-строительства в этом году?

Почему ростовским компаниям следует опасаться москвичей?
Эксперты не берутся оценивать местный рынок в денежном выражении. «На рынке пока нет серьезной конкуренции, его участ- ники еще не стали достаточно публичными, и объем этого рынка не позволяет игрокам выделить деньги на его исследование», — высказывает общее мнение директор интернет-агентства «Битек» АЛЕКСАНДР БУКУРОВ. Некоторые собеседники «ДК», основываясь на финансовых показателях своей компании, дают оценку динамике рынка: по их данным, в 2008 г. его рост был сравним с прошлогодним и составил порядка 25–40%. По подсчетам аналитической группы «ДК», объем ростовского рынка веб-строительства в 2008 г. составил немногим более 100 млн руб.

Ростовские компании экономят на разработке сайтов
«В начале года у нас появилась идея создать первый в Ростове «правильный» рейтинг веб-студий, своеобразный топ-50. Потом, немного подумав, топ сократили до 30, спустя время — до 15, а вскоре и вовсе решили отложить до лучших времен. «Живых» студий, которые что-то реально делают, оказалось меньше десятка», — говорит арт-директор студии «Хороший Дизайн» ДЕНИС КУЛИШ. Большинство экспертов соглашаются с г-ном Кулишем (правда, некоторые говорят о 15 заметных игроках) и замечают, что на долю крупных веб-студий приходится до 80% оборота рынка. Оставшуюся долю делят между собой «серые» студии и фрилансеры. Их количество, по разным оценкам, не превышает 150. «Подсчитать точное число таких участников рынка достаточно тяжело, так как это, скорее, не студии, а трудовые коллективы из двух-трех человек, которые кое-как могут сделать сайт (а могут, кстати, и не сделать). При этом срок существования таких кустарных объединений обычно короткий — из-за низкого уровня выпускаемого продукта и нехватки заказов», — объясняет большую погрешность при подсчетах «серых» игроков директор интернет-агентства «Информа» РОМАН САРАНЧЕНКО. Впрочем, с тем, что небольшие студии состоят исключительно из полупрофессионалов и занимают небольшую долю рынка, согласны не все. «Если компания небольшая, то это совсем не означает, что проект будет реализован некачественно. Маленькая компания уступает большой лишь в том, что за определенный промежуток времени может выполнить ограниченное количество заказов. Однако с учетом того, сколько компаний зарегистрировано в городе, я вполне допускаю, что небольшие игроки могут занимать гораздо больше 20% рынка», — считает директор студии Vibe-design ОЛЬГА ВИБЕ.

И все же большинство экспертов сходятся в том, что на общую ситуацию на рынке работа непрофильных студий не влияет. «Ведущие игроки рынка либо вовсе не замечают мелких конкурентов, либо ощущают их присутствие в незначительной мере и нерегулярно. Мелким компаниям достаются неинтересные малобюджетные проекты», — добавил директор интернет-агентства «Мибок» МИХАИЛ КВАЧКО.

Нет острой конкуренции и среди лидеров рынка: заказов хватает всем. Денис Кулиш видит в этом основную причину пассивности веб-студий в продвижении своих услуг. «Состоявшиеся студии с именем «боятся» повышенного спроса, поскольку имеют вполне ограниченные производственные мощности и даже очередников на два-три месяца вперед», — говорит он. Правда, многие с таким объяснением не согласны. «Это личное мнение г-на Кулиша. Нормальное агентство способно обеспечить практически любой объем заказов, который может дать рынок. Конечно, наименее прибыльные из них будут отсеяны. Кроме того, хороший заказчик не будет ждать студию два-три месяца, а просто уйдет к другой», — уверен Александр Букуров.

Средняя стоимость разработки одного сайта в 2008 г. увеличилась, по словам участников рынка, на 10-15%. «Минимальная планка для средних проектов лежит в диапазоне 50-70 тыс. руб. Все, что ниже — это полуфабрикат из шаблонов и студенческой инициативы», — говорит г-н Кулиш. А г-н Саранченко замечает, что стоимость самой разработки, в общем, осталась на том же уровне — усложнились пожелания заказчиков, что и повлекло увеличение средней цены сайта. «Все больше заказчиков стремятся получить качественный продукт, и все меньше — следуют принципу «лишь бы был»», — поясняет эксперт. Тем не менее, замечает руководитель и арт-директор «Симбиозис.Лаб» ЕВГЕНИЙ ТЕСЛОВ, многие компании по-прежнему не оценивают разработку сайта по рыночной стоимости. «Ростовские заказчики готовы покупать автомобили за несколько миллионов, но часто не готовы увеличить бюджет разработки сайта даже на 10–20 тысяч рублей. Ценообразование до сих пор остается диким, и в первую очередь, это вина самих разработчиков, поскольку именно по нашему молчаливому попустительству множество потенциальных заказчиков не понимают, почему сайт стоит больше 10 тысяч рублей», — говорит г-н Теслов.

Кризис усилит конкуренцию среди веб-строителей
В начале 2008 г. основным фактором роста рынка веб-строительства в Ростове была общая благоприятная экономическая ситуация для открытия новых бизнесов. «В начале прошлого года мы ощутили всплеск заказов от донских компаний. Попытались проанализировать портрет клиента и выяснили, что это, в основном, «новорожденные» фирмы», — замечает г-н Квачко. В нынешнем году о резком росте спроса на создание сайтов не может быть и речи. У каждого из экспертов нашелся свой сценарий развития рынка в условиях кризиса. Тем не менее, собеседники «ДК» сходятся в том, что, в целом, кризис скажется на рынке положительно.

В своих прогнозах эксперты выделяют несколько тенденций, первая из которых — сокращение количества заказов на разработку сайтов. На крупных игроков этот тренд повлияет слабо, поскольку в сегменте крупного и среднего бизнеса те, кому нужен был сайт, его уже сделали. Малый бизнес и до кризиса не сильно влиял на рынок, а в условиях сокращения бюджетов, по прогнозам веб-разработчиков, и вовсе воздержится от заказов до лучших времен. В выигрыше останутся крупные студии с большой базой крупных лояльных клиентов, часть из которых в 2009 г. обратятся за редизайном сайта. «Бизнес клиентов развивается, меняются маркетинговые акценты, появляются новые линейки продукции или услуг, есть необходимость в промо-сайтах, поэтому редизайны будут одним из основных источников развития рынка. По крайней мере, по нашим клиентам мы прослеживаем этот тренд. Из 23 сделанных в 2008 г. сайтов примерно половина — это редизайн», — поясняет г-н Букуров.

В оценке того, как сокращение числа заказов на разработку сайтов скажется на небольших игроках, эксперты расходятся. Некоторые полагают, что это вынудит молодых, небольших или непрофильных игроков покинуть рынок. Директор по маркетингу Media-Art АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ высказывает другое распространенное мнение: поскольку заказчики будут сейчас стремиться сэкономить любой ценой, количество и оборот студий-однодневок временно возрастет. «Если все же в кризис спрос на услуги фрилансеров увеличится, возможно, это повлияет и на стоимость услуг профильных компаний», — полагает коммерческий директор креативного агентства «Интерно» АЛЕКСАНДР ЛОХМАТОВ. Снижение стоимости услуг веб-студий, в свою очередь, приведет к снижению уровня заработной платы специалистов, занятых в отрасли, что, по мнению многих игроков, — положительный тренд. «Кризис в нашей сфере наступил раньше — с переоцененностью специалистов. Работая на рынке заказных разработок, попадаешь в вилку — с одной стороны, существуют устоявшиеся цены на услуги фирм, с другой — растущие затраты на персонал (зарплаты на рынке труда последние полтора года росли совсем неадекватно росту производительности). Очевидно, что было несколько амбициозных игроков, планировавших на заемных средствах осуществить передел рынка», — считает г-жа Вибе.

В сокращении количества заказов веб-разработчики видят еще один плюс: конкуренция обострится не только между отдельными сотрудниками внутри веб-студии, но и между самими компаниями. «Клиентов станет меньше, а значит, отношение к ним будет более трепетным», — считает Денис Кулиш. И конкурировать в таких условиях веб-разработчики будут не только ценой: рынок вырастет не только количест- венно, но и качественно.

Рынок веб-строительства будет расти за счет интернет-рекламы
Одной из характерных особенностей местного рынка веб-строительства игроки считают его «нелокальность»: на донские компании приходится чуть более половины заказов. Оставшаяся часть клиентов — это фирмы из других регионов России, а также из-за рубежа. Благодаря сложившейся экономической ситуации веб-разработчики могут надеяться на «смену портрета клиента». «Вероятно, крупные местные заказчики станут более активны на региональном рынке и будут тратить деньги здесь, а не в Москве. Вполне возможен больший приток заказов из других регионов, где цены на аналогичные услуги выше», — считает г-н Квачко.

Еще одна важная тенденция — переориентация рынка от разработки сайта к его продвижению. «В отличие от разовой оплаты разработки сайта, его продвижение требует постоянного бюджета. Причем часто этот бюджет в месяц превышает всю стоимость разработки. Это может серьезно увеличить обороты агентств», — считает г-н Букуров.

И все же главный тренд 2009 года, который будет двигать рынок веб-строительства, — это развитие интернет-рекламы. Директор креативного агентства «Форсайт» СЕРГЕЙ БАРАЕВ отмечает, что перераспределение рекламных бюджетов в пользу электронных СМИ уже заметно. «Финансовый кризис серьезно ударил по рекламным бюджетам компаний. Многие рекламодатели отказываются от имиджевой рекламы и выделяют большую часть бюджетов на прямые продажи. Самым оптимальным местом для этого является интернет, поэтому будут все более востребованы услуги контекстной рекламы и поисковой оптимизации», — говорит Александр Букуров. По его словам, эта тенденция наблюдалась и в прошлом году: обороты «Битек» в области интернет-рекламы выросли в 2,5 раза. По оценкам экспертов, 2009 г. также покажет положительную динамику в этой области: всем компаниям следует ожидать, как минимум, удвоения оборотов в сфере интернет-рекламы.

В начале года некоторые эксперты в беседе с «ДК» предполагали, что рост ростовского рынка будет связан, прежде всего, с желанием многих крупных столичных игроков отдавать больше своих проектов на аутсорсинг или создавать здесь производственные подразделения. Теперь, по мнению местных веб-разработчиков, московская экспансия вряд ли возможна из-за кризиса. Однако эксперты не сомневаются, что москвичи обратят внимание на региональные производственные площадки. Как только рынок стабилизируется, Александр Лохматов не исключает, что столичные компании могут купить кого-то из местных игроков. В свою очередь, местные веб-разработчики после московской экспансии, вполне вероятно, начнут процесс консолидации.

Автор: Анатолий Евтушенко, журнал "Деловой квартал"

Дополнительно:
Топ-лист: Веб-разработчики г. Ростов-на-Дону http://dkvartal.ru/rostov/magazines/dk-rostov/2009/n04/top-listweb-razrabotchiki

1868
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :