В течение нескольких месяцев менеджеры агентства фиксировали все вопросы, пожелания и сомнения заказчиков, прямо или косвенно прозвучавшие в процессе общения. Мнения и отзывы заносились в специальную форму по разделам «Отзывы», «Пожелания/Ожидания от услуги», «Претензии», «Сравнения с другими компаниями». Всего в проекте приняло участие около 40 фирм. Целью исследования было понять, что ожидает рынок SEO в ближайшие годы.
Необходимость такого исследования стала очевидной в ноябре, когда тематические площадки наводнили прогнозы о будущем интернет-оптимизации. Одни говорили об иммунитете SEO к кризису, другие предсказывали а) скорое разорение большинства SEO-компании, б) отход клиентов из финансовой, строительной, розничной и других сфер бизнеса и в) снижение среднего чека заказов.Результаты опросов позволили сделать следующий вывод: изменения в характере спроса происходят не совсем так, как предсказывали.
Компании стройиндустрии, по-прежнему, являются одними из главных заказчиков услуг SEO. Однако доля тех, кто занимается оборудованием и стройматериалами, стала превышать долю компаний, которые специализируются на строительстве и продаже недвижимости. При этом средний срок принятия решения о сотрудничестве снизился с 30 до 7-10 дней. К услугам SEO стали проявлять интерес средние и небольшие интернет-магазины, которые раньше ориентировались на контекстную рекламу, PR и «сарафанное радио».
Средняя стоимость заказа не изменилась, сохранившись на уровне 30.000-50.000 руб. в месяц. Небольшие агентства и фрилансеры пытаются демпинговать, но в период кризиса клиенты не рискуют платить неизвестными специалистам, тем более, что те не готовы соответствовать их дополнительным требованиям. Кроме этого, заказчики не ждут и не требуют скидок. Они принимают существующие расценки, ориентируясь на репутацию фирмы и пул клиентов.
Одновременно клиенты стали чаще требовать обоснования экономической эффективности продвижения сайта. Особенно это касается тех фирм, которые имеют опыт работы с контекстной рекламой. Расходы большинства компаний на контекст невелики (15.000 - 20.000 руб. в месяц), и они желают понять, как соотносятся расходы на контекст и SEO с т. зр. результативности. Как результат, SEO-агентство, которое хочет соответствовать требованию времени, вынуждено нести образовательную миссию. Последняя реализуется не только в ходе общения с клиентами, среди которых повысилась потребность в образовательных материалах: кейсах и статьях. Например, посещаемость раздела «Статьи» на сайте агентства за 4 месяца выросла на 33%. Результатом исследования также стал запуск собственной тематической рассылки.
Наконец, клиенты стали чаще требовать гарантий. По этой причине некоторые агентства, в том числе «Matik», перешли на режим пост-оплаты: сначала результат, потом расчет.
Последняя отмеченная тенденция состоит в том, что заказчики стали проявлять больший интерес к комплексу услуг по маркетинговой оптимизации сайта. До кризиса задача, как правило, формулировалась просто: попасть в первую тройку результатов по данному ключевому слову. Теперь компании хотят получить эффективный, продающий сайт, а эта цель не реализуется простым повышением в результатах выдачи. Отсюда потребность в более сложной услуге: маркетинговой оптимизации сайта в сочетании с контекстной рекламой. Однако для большей части компаний эта потребность остается на уровне интереса из-за ограниченности бюджета. Другая причина - слабое знакомство с интернетом как инструментом маркетинга. В связи с этим ряду постоянных клиентов агентство предлагает пробную, бесплатную услугу по анализу эффективности сайта.
Срок принятия решения об интернет-оптимизации снизился до 7 дней
02.04.2009
Кризис повлиял на ожидания и поведение заказчиков услуг по оптимизации и продвижению сайтов. Об этом расказывает исследование, которое проводилось в ноябре 2008 - марте 2009 агентством интернет-маркетинга «Matik».