Наиболее любопытным, с точки зрения перспектив дальнейшего развития, безусловно, является тот видеоконтент, который профессионально начинают создавать именно для интернет-пользователей. И если с художественными фильмами, либо с продукцией, которая изначально производится для телевидения или продажи на ДВД, все более-менее понятно, то в сфере специализированного веб-контента пока вопросов очень много. Как монетизировать, кто создает, каковы могут быть дополнительные каналы сбыта, какова аудитория и так далее.
По мнению Алексея Белинского, генерального директора ЗАО «Лидер Медиа Групп» (Москва), правообладателя бренда TVJam, можно ожидать бурного развития видео в Интернете, и, в первую очередь, появления профессионального контента от самых разных игроков, включая дециметровые и федеральные каналы: «Количество оцифрованного видео постоянно растет. И в скором времени трудно будет представить себе любой телеканал, не присутствующий в сети. Новые игроки на рынке профессионального видеоконтента обязательно будут появляться, и не только из России», - считает он.
В то же время, отмечает Сергей Коновалов (телевизионное производство «От винта», Томск) интернет уже завален видео, созданным для других «площадок» - для телевидения, кино, домашнего архива:
- Найти сегодня видео, профессионально созданное именно для интернета, с учетом всех его особенностей – та еще задача. Просто потому, что такого видео почти нет. Причем, новые жанры еще не родились, а старые не адаптировались. Как их адаптировать – вот вопрос.
Разместить на сайте телекомпании вчерашний выпуск шестичасовых новостей – это первое, что приходит в голову телевизионщику, и это действительно необходимо, на определенном этапе. Но, попадая в интернет, теленовости начинают меняться. Конечно, первое, что приходит на ум – это теленовости «no comments», когда закадровый голос журналиста заменяется емкими титрами и текстом на странице, а видео зрителю «передают», казалось бы, безо всякой обработки, с живым звуком. Так и эффект присутствия сильнее, и зрелищные события смотреть необычно и интересно.
При этом, сеть уже вовсю обходится без журналистов. Снятые на телефон ролики расходятся как горячие пирожки, и это повод подумать, почему чудовищно снятое видео в интернете вызывает фурор, что есть у этого жуткого ролика, чего нет в грамотно снятом и склеенном видео?
Поэтому вопрос принципиальный – сильнее ли надо привлекать внимание интернет-зрителя? Легче ли ему уйти с неудачного ролика на сайте, чем переключить обычный телеканал? Технически – одинаково легко, однако интернет-зритель и более лоялен и более жесток одновременно. Он может перемотать нудный кусок видео. Вместе с тем интернет-видео уже не может «идти фоном», как у огромного сегмента классических «телеслушателей». Значит оно должно быть более динамичным? Как говорится, пока больше вопросов, чем ответов, по крайней мере, для меня.
На грани адаптации старого и создания нового активно работают за рубежом – в той же Великобритании нишу новостного видео-контента, создаваемого специально для интернета, осваивают практически все ведущие бумажные газеты. Постоянно соревнуясь с интернет-порталами и информационными агентствами за читателей, издатели небезуспешно экспериментируют с формами и содержанием подобных роликов. В России, где освоение интернета традиционной прессой идет гораздо более низкими темпами, вопросы создания еще и видеоконтента непосредственно под интернет-версии пока отдают футуризмом.
Но поиск новых видео-форматов для интернет-пользователей, тем не менее, уже начался и у нас – тот же TVJAM до конца 2010 г. планирует инвестировать в производство программ значительную сумму, запустить около 20 новых каналов и довести общее количество сюжетов до 3500, а посетителей – до 40 000 уникальных посетителей ежедневно. Уже сегодня на свежезапущенном интернет-телевидении есть что посмотреть – для 8 каналов (или, если перейти на уровень привычных для посетителей интернет-сайтов терминов, для 8 тематических разделов) снято 620 сюжетов.
Здесь есть огромное пространство для развития именно нишевых проектов и телеканалов (которым, вобщем-то, является и TVJAM). И это вполне в русле общих тенденций телепотребления – согласно данным TNS Россия по итогам 2009 г., люди все больше выбирают ТВ «по интересам», когда речь идет об эфирных и кабельных каналах. Это же подтверждают и исследования RUметрики – молодежь активно движется в интернет за более персонифицированным продуктом. Причем 23,7% пользователей запрашивают в интернете новости ТВ, 19,2% - программы телепередач, 15% - видеоархивы и 14,3% - онлайн трансляции телеконтента. Аудитория аудио- и видеоконтента в рунете прирастает в среднем на 33-40% ежегодно, и до 2013 года ожидаются темпы роста видеоконтента свыше 200%. (ссылка на ж-л Личные деньги). В свете этого, развитие тематически заточенных интернет-проектов, ориентированных на производство, показ и возможно, продажу видеоконтента, кажется наиболее правильным, с точки зрения перспектив, вариантом.
Правда, тут, скорее всего, неизбежно возникнут сложности с монетизацией. Но Андрей Шилко (TVJAM) уверен, что потенциально, с рекламными возможностями интернет-телевидения все в порядке:
- Сегодня в нашей категории возможно использование как традиционных для интернета, так и традиционных для эфирного ТВ, инструментов. Речь идет о баннерах (всех их модификаций - статические, динамические, интернет-баннер видео и т.д.), видео-рекламе в плеере перед сюжетом, о спонсировании отдельных программ и/или каналов, что включает в себя видео-рекламу, оформление плеера и/или всего канала (скрин), о плейсменте продукта внутри программы или создание программы/канала под цели и задачи клиента.
О востребованности подобных возможностей говорилось на IV ежегодной конференции «Медиабизнес: как жить в эпоху перемен» в 2009 г. примерно следующее: "Мы бы продавали видео рекламы в разы больше, если бы были площадки. Потребность со стороны клиентов есть, предложений со стороны рынка почти нет". В результате, в начале года было заключено соглашение между IMHO VI и Твигл об эксклюзиве на продажу рекламных возможностей последнего.
TVJam - такая новая недостающая дефицитная площадка. Наши возможности не менее широки. И мы уверены, что найдутся желающие ими воспользоваться, как только проект станет известным и заметным. Посещения и просмотры - вещь наживная. Кроме того, на рынке существует большое количество компаний и марок, которые не обладают достаточными бюджетами для проведения масштабных кампаний. И сейчас мы рассчитываем именно на них. За умеренные деньги можно сделать многое, как внутри программ, так и внутри площадки.
Еще одним возможным путем монетизации нишевого интернет-видео может стать продажа его региональным провайдерам. Алексей Белинский подтвердил, что интерес со стороны региональных телекомпаний к продукту, производимому компанией, определенно есть, правда пока TVJAM не продает свой контент. Но в условиях обостряющейся конкуренции за потребителей как услуг интернет, так и собственно, региональных телевещателей, и дороговизне создания собственной продукции, поиски качественных поставщиков контента могут также поспособствовать развитию этого рынка.
Елена Фаткулина, Томский Обзор
Видеоконтент в интернете: кто создает, как монетизировать и что развивать
04.05.2010
С каждым днем видеоконтент приобретает все больший вес в интернете. Увеличение пропускной способности сетей, помноженное на спрос, начинает рождать все более обширное предложение.