Среди тем, которые, так или иначе, привлекают исследователей, конечно же, всегда присутствует тема того, насколько можно совмещать социально-сетевую активность с рабочим процессом.
В начале июля о том, «кто, кому и насколько жестко запрещает использовать социальные сети на работе» «Томскому Обзору» рассказала исследовательская компания OMI (Online Market Intelligence). Согласно результатам онлайн-опроса, проведенного компанией в июне 2010 года среди 5 000 жителей крупных российских городов, почти половина респондентов (47,1%) не могут на своем трудовом месте общаться в соцсетях без риска потерять работу. Из тех 48,1%, чьё руководство не против «зависания» сотрудников на сайтах социальных медиа, 15,2% завалены работой настолько, что она не позволяет им сидеть в сетях.
При этом, часто используется частичное "перекрытие" сетевых ресурсов, как например, ограничение доступа только к российским проектам – ВКонтакте или Одноклассникам при открытых Facebook, Flikr, LinkedIn (5,3% опрошенных). В других компаниях руководство не против посещения сотрудниками «профессиональных» сообществ таких как Профессионалы.Ру – таких 4%.
О том, что пользование соцсетями требуется сотрудникам для выполнения служебных обязанностей, указали 7,2% участников опроса. В этом случае, конечно же, вопрос об «отключениях» пользователей от социальной сети не стоит:
- Конечно, же, мы не ограничиваем доступ к этим ресурсам, - подтверждает директор по маркетингуTVJAM Андрей Шилко. – Ведь, прежде всего, мы работаем в интернете и для интернет-аудитории. Соцмедиа - часть этого самого интернета, и, как показали исследования, весьма значительная. Мы не просто "не отключаем", мы анализируем активность в соцмедиа, мы ими пользуемся, в том числе, и для продвижения собственного проекта. А потому, требуется постоянное наше присутствие и активность в социальных сетях типа ВКонтакте и МойМир, блогосфере – ЖЖ, Ли.Ру, в том числе, и популярных сегодня микроблогах с Twitter`ом во главе, на видеохостингах youtube, rutube и других сходных медиа.
Если вернутся к исследованиям, то при более детальном рассмотрении выясняется, что в действительности соцсетями в профессиональных целях пользуется достаточно небольшое количество специалистов. Флагманы - представители сельского хозяйства, рыбной промышленности и лесничества, составляющие 17.4%; а самыми труднодостижимыми оказываются кадровики – это всего лишь 2% опрошенных.
Среди представителей СМИ и журналистов ситуация немного иная – сетями в служебных целях пользуются 12,8%. Но, конечно же, даже самого лояльного работодателя не может не заботить вопрос – а действительно ли время, которое сотрудник тратит на общение в сети, идет «в дело», или он просто потребляет лишний «информационный шум»?
- Вопрос борьбы с лишним "информационным шумом" - этот вопрос квалификации каждого конкретного специалиста. Вряд ли работодатель будет долго терпеть человека, не справляющегося со своими обязанностями по причине излишнего общения в соц. Сетях, - говорит Алексей Ходорыч, руководитель группы журнала "Коммерсантъ-Деньги", совладелец торговой марки «Косогоров самогон". – Но не думаю, что он будет рассматривать информацию о том, что человек вообще не имеет опыта общения в соцсетях, как положительную. Это - полезный навык, который помогает следить за тенденциями, умонастроениями аудитории и быстро собирать информацию или провести опрос по тому или другому вопросу, в случае необходимости.
К его мнению присоединился и корреспондент журнала Ъ-Деньги, освещающий тему социальных медиа Артур Вельф:
- В соцмедиа журналисты могут почувствовать, какие темы волнуют аудиторию в настоящий момент, там они часто находят интересных спикеров, которые доходчиво, профессионально и развёрнуто могут дать интересный комментарий или рассказать журналисту о своей предметной области.
- Большая часть наших героев, и даже темы некоторых наших передач найдены именно там, - говорит Андрей Шилко.
- Для журналистов, как и для представителей всех профессий, так или иначе связанных с коммуникациями, соцмедиа - это необходимый, полезный, и обязательный в работе элемент, - уверен Алексей Ходорыч.
- На мой взгляд, соцсети (функционал групп, в частности) могли бы активнее использоваться как базы знаний и интранет для компаний. Одно дело задать вопрос какому-то специалисту по телефону, а другое дело - сделать то же самое в закрытой корпоративной группе, - говорит Артур Вельф. - Во втором случае ответом сможет воспользоваться не только тот, кто спрашивал, но и любой другой сотрудник компании - причем сможет это сделать и в выходные, и ночью. При грамотной работе такие инструменты могли бы повысить производительность труда.
Оправданными поводами для ограничений по использованию соцмедиа, по мнению Артура Вельфа, становятся соображения государственной безопасности и охраны гостайны:
- Не очень было бы правильным разрешать использовать соцсети военными в рабочее время, - отмечает он.
***
В еще одном проекте, «Исследовании российских социальных медиа 2010», проведенном агентством «Роуз креативные стратегии» совместно с компанией HeadHunter весной 2010 года, рассматривалось быстрое развитие социальных медиа в России, а также их роль в жизни российских потребителей. Выборка по нему составила 5 364 человек.
Согласно ему, 89% российских интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях; 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. В то время как пользователи сетей из США, Германии и Великобритании, согласно данным исследования comScore, сделанного в 2009 г. — всего лишь 4,5 часа.
Что касается Томска и области, то согласно данным, предоставленным интернет-агентством «Webреклама», пользователями одной из самых популярных российских соцсетей Одноклассники в регионе является 70 000 человек в неделю, из них 60% женщин, на долю мужчин приходится 40%.
Подобный «перекос» в сторону женской аудитории сохраняется и по другим популярным ресурсам - среди томских пользователей ВКонтакте 52% женщин и 48% мужчин, это 151 000 посетителей в месяц и 21 000 в день. МойМир посещает 53% дам и 47% - представителей сильного пола из Томской области и Томска.
Есть томичи и среди пользователей других популярных соцмедийных проектов, в том числе, с профессиональной ориентацией. Так, на Профессионалах.Ру можно найти аккаунт Константина Будника, главы «Томгипротранса», в Twitter – миниблог сенатора В.Жидких, а в свежеиспеченной сети «для чиновников» Регионалочка.Ру – губернатора В. Кресса и его заместителя О. Козловскую.
И, с учетом всех фиксируемых исследовательскими компаниями тенденций, число пользователей подобных проектов в ближайшие годы будет только расти. Так что ждем новых любопытных персонажей в сетевом сообществе и учимся извлекать пользу из общения в сетях не только для удовольствия, но и для работы. Поверьте, пригодится.
Соцмедиа: можно ли совмещать социально-сетевую активность с рабочим процессом?
30.07.2010
Социальные медиа, чьим наиболее показательным представителем являются разнообразные социальные сети, пользуются постоянным вниманием и публики, и прессы. В этой среде хорошо генерируются самые разные информационные поводы – от действительно интересных проблемных тем до разного рода скандалов. Она же все чаще становится объектом самых разнообразных исследований компаний по всему миру.