Спрос со стороны строительных компаний упал, и объемы производства автокранов в 2009 г. сократились в 4,6 раза. Если в 2008-м российские предприятия выпустили 6362 ед. техники, то в 2009-м – всего 1366.
80 % автокранов российского производства приходится на три предприятия – ОАО «Автокран», ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод».
Лидером «большой тройки» является ивановское предприятие ОАО «Автокран». Уже три года оно возглавляет список лидеров отечественного рынка, ежегодно увеличивая свою долю, несмотря на кризис. Так, если в 2008 г. на долю ОАО «Автокран» приходилось 39,1 % произведенной в России техники, то в 2009‑м – уже 43,6 %, а по итогам первого полугодия текущего года – 44,1 %.
На втором месте – Галичский автокрановый завод, на его долю приходится около 20,5 % производства. На третьем – Клинцовский автокрановый с 15,8 % рынка.
80 % автокранов российского производства приходится на три предприятия – ОАО «Автокран», ОАО «Галичский автокрановый завод» и ОАО «Клинцовский автокрановый завод».
Лидером «большой тройки» является ивановское предприятие ОАО «Автокран». Уже три года оно возглавляет список лидеров отечественного рынка, ежегодно увеличивая свою долю, несмотря на кризис. Так, если в 2008 г. на долю ОАО «Автокран» приходилось 39,1 % произведенной в России техники, то в 2009‑м – уже 43,6 %, а по итогам первого полугодия текущего года – 44,1 %.
На втором месте – Галичский автокрановый завод, на его долю приходится около 20,5 % производства. На третьем – Клинцовский автокрановый с 15,8 % рынка.
До кризиса автокраны иностранного производства занимали 14 % российского рынка.
В 2008 г. в Россию ввезено 960 ед. импортной техники, и 39 % из них приходилось на продукцию фирмы XCMG (Xuzhou Construction Machinery GroupInc.) – ведущей китайской компании по производству строительной техники. В 2009 г. импорт сократился в 6 раз, и китайские автокраны практически исчезли с российского рынка, уступив первое место немецким. С тех пор второй год подряд лидерство по продажам удерживает продукция фирмы Liebherr. В 2009 г. автокраны Liebherr занимали 32 % импортных поставок. В первом полугодии этого года доля немецкой техники увеличилась до 42,6 %, а китайской снизилась до 8 %. И это при том, что средняя цена китайского автокрана 129 тыс. долларов, а немецкого – 972 тыс. долларов, то есть в 7,5 раза дороже!
В 2008 г. в Россию ввезено 960 ед. импортной техники, и 39 % из них приходилось на продукцию фирмы XCMG (Xuzhou Construction Machinery GroupInc.) – ведущей китайской компании по производству строительной техники. В 2009 г. импорт сократился в 6 раз, и китайские автокраны практически исчезли с российского рынка, уступив первое место немецким. С тех пор второй год подряд лидерство по продажам удерживает продукция фирмы Liebherr. В 2009 г. автокраны Liebherr занимали 32 % импортных поставок. В первом полугодии этого года доля немецкой техники увеличилась до 42,6 %, а китайской снизилась до 8 %. И это при том, что средняя цена китайского автокрана 129 тыс. долларов, а немецкого – 972 тыс. долларов, то есть в 7,5 раза дороже!
Еще одной тенденцией рынка автокранов в период выхода из кризиса стало существенное увеличение реэкспорта техники российского производства, доля которой по итогам первого полугодия 2010 г. составила порядка 18 % общего объема экспортных поставок.
В географии импортных поставок лидирует Москва, на которую до кризиса приходилось более половины всего импорта. За прошедшие полтора года концентрация рынка еще более усилилась. В 2009 г. на долю Москвы приходилось уже 54 % поставок, а в первом полугодии текущего года – 56 %, что лишний раз демонстрирует, где крутится львиная доля «строительных» денег.
В 2008 г. доля экспорта российском производстве составляла около 7 %. Причем распределение объемов экспортных поставок среди российских производителей было более-менее пропорционально объемам их производства. В 2009-м ситуация кардинально изменилась. Доля экспорта выросла до 37 %. То есть каждый третий произведенный в России автокран не находил спроса внутри страны. У некоторых производителей доля экспорта в 2009 г. составляла почти 80 %.
В географии импортных поставок лидирует Москва, на которую до кризиса приходилось более половины всего импорта. За прошедшие полтора года концентрация рынка еще более усилилась. В 2009 г. на долю Москвы приходилось уже 54 % поставок, а в первом полугодии текущего года – 56 %, что лишний раз демонстрирует, где крутится львиная доля «строительных» денег.
В 2008 г. доля экспорта российском производстве составляла около 7 %. Причем распределение объемов экспортных поставок среди российских производителей было более-менее пропорционально объемам их производства. В 2009-м ситуация кардинально изменилась. Доля экспорта выросла до 37 %. То есть каждый третий произведенный в России автокран не находил спроса внутри страны. У некоторых производителей доля экспорта в 2009 г. составляла почти 80 %.
В первом полугодии этого года ситуация улучшилась, внутрироссийский спрос вырос, и доля экспорта сократилась до 15 %. Распределение объемов экспортных поставок среди российских производителей вновь стало пропорционально количеству выпускаемой техники. География поставок также изменилась. Если до кризиса основными зарубежными потребителями российской техники были Туркмения, Казахстан и Украина, на долю которых приходилось 67 % всего экспорта, то в 2009-м Украину с третьего места «подвинул» Узбекистан. В первом полугодии 2010 г. из этой тройки остался только Казахстан, занимающий сегодня первое место. А вот на втором и третьем местах в текущем году оказались Куба и Алжир.
Кризис серьезно ударил по российскому рынку строительной техники. В 2009 г. видимое внутреннее потребление автокранов сократилось с 5899 ед. до 854, т. е. почти в 7 раз. Однако уже в первом полугодии 2010 г. видимое внутреннее потребление автокранов составило 943 ед.
Таким образом, за полгода рынок вырос в 2,2 раза. Если он продолжит расти такими же темпами, то уже к середине 2012 г. можно ожидать на этом рынке докризисного уровня.
Исследование проведено компанией "ВладВнешСервис".
Таким образом, за полгода рынок вырос в 2,2 раза. Если он продолжит расти такими же темпами, то уже к середине 2012 г. можно ожидать на этом рынке докризисного уровня.
Исследование проведено компанией "ВладВнешСервис".