Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка маломерных судов и навигационного оборудования в России.
Маломерное судно - это судно, длина (габаритная длина судна) которого не превышает двадцать метров и общее количество людей на котором не превышает двенадцать.
В России насчитывается свыше 100 тысяч километров рек и озёр (не считая морских акваторий). По длине водных путей Россия уступает только Китаю.
При этом водная инфраструктура, частное судовладение и водный туризм в России до сих пор неразвиты.
Сегодня в России насчитывается около двух миллионов маломерных судов. Ежегодный прирост составляет порядка 150 тыс. ед. (с учетом импортных судов).
Суммарный оборот рынка маломерных судов в России в 2019 г. составил порядка 11 млрд. руб. ($ 166,2 тыс.).
Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка маломерных судов в России в 2018 г. составил 144,4 тыс. ед. или $ 150 068,5 тыс. В 2019 г. в натуральном выражении он почти не изменился и составил 144,9 тыс.ед., что эквивалентно $ 166 246,6 тыс.
Отечественные производители маломерных судов специализируются на небольших лодках прогулочных или для рыбной ловли.
Доля отечественных судов достигает 60% в категории плавсредств от 7 до 17 м и
80% - среди маломерных лодок и катеров до 7 м. Такое преимущество говорит о том, что по производственными технологиям и качеству материалов морские и речные катера российской промышленности ни в чем не уступают уровню мирового стандарта судостроения.
По оценке аналитиков объем производства маломерных судов в России составил
84 тыс.ед., что эквивалентно $ 125.6 млн.
К ВЕДУЩИМ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ КАТЕРОВ И ЛОДОК сегодня можно отнести: Волжанка (VoIzhanka), WeIlboat, Петрокаб, Армада, Квингрекс Рус (Quintrex), Вятка-Профи, Беркут (Berkut).
Объем импорта маломерных судов в 2019 году составил 71 452 ед., что эквивалентно $ 57,6 млн.
С учетом отношений со странами ЕАЭС, объем импорта маломерных судов в Россию в 2019 г. составил 73 034 ед. или $ 58,3 млн.
В структуре импорта маломерных судов в Россию (в натуральном выражении)
85,6% занимают надувные лодки, 11,3% - гребные весельные спортивные суда,
2,7% - моторные суда.
В 2019 г. больше всего маломерных судов в натуральном выражении было импортировано в Россию под брендом BESTWAY (66% импорта).
Объем экспорта маломерных судов в 2019 году в стоимостном выражении вырос на 18,6% по отношению к 2018 г. и составил $ 16,9 млн. В натуральном выражении достиг
7 208 ед.
В структуре экспорта маломерных судов из России (в натуральном выражении)
69.6% занимают надувные лодки, 26% - гребные весельные спортивные суда,
3.9% - моторные суда.
Лидирующими брендами маломерных судов, экспортируемых из России, в 2019 г. (в натуральном выражении) были: TRITON; АДМИРАЛ.
Перевозка пассажиров и грузов по водным путям нуждается в не меньшем контроле, чем эксплуатация других видов транспорта. Как и в случае с автомобилями, железными дорогами и авиацией, в приоритете находится безопасность перевозок. Вместе с этим, всегда остаётся актуальной задача рационально использовать технику и оптимизировать рабочие процессы.
Технологии ГЛОНАСС применяются в судоходстве при проводке судов и маневрировании в сложных условиях (шлюзы, порты, каналы, проливы, ледовая обстановка), навигации на внутренних водных путях, мониторинге и учёте флота, спасательных операциях.
Согласно данным Роскосмоса, ГНСС-технологии морского/речного назначения (Глобальная навигационная спутниковая система) в России используют 18 560 единиц водного транспорта, в первую очередь - грузовые и пассажирские речные и морские суда.
Кроме того, по словам самих компаний-производителей, такое оборудование
«не бюджетное», достаточно дорогостоящее.
Таким образом, по оценке аналитиков DISCOVERY Research Group на сегодняшний день доля продаж оборудования спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга для всех типов судов очень низка – составляет в пределах 5% от общего объема продаж на все суда. Для маломерных же судов доля продаж еще меньше и не превышает 1%.
Сегодня система GPS/ГЛОНАСС мониторинга и ЭРА-ГЛОНАСС должна обеспечивать решение следующих задач: сохранение водных биоресурсов и противодействие ННН-промыслу (Росрыболовство, Пограничная служба ФСБ России); пограничный контроль (ПС ФСБ России); портовый контроль (Минтранс России); обеспечение безопасности мореплавания и спасания человеческой жизни (МЧС России).
Наряду с обеспечением безопасности, собственники водного транспорта заинтересованы в получении оперативных данных о фактической работе судов с целью повышения качества работы и сокращения затрат. Использование системы не должно нести повышенные расходы бюджета Российской Федерации, а также судовладельцев.
ВЕДУЩИМИ РОССИЙСКИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ на рынке GLONASS/GSM оборудования являются: АО «КБ НАВИС», Российские космические системы, ЦНИИ Курс, АО «НИИМА «ПРОГРЕСС».
Подробные данные в отчете: https://drgroup.ru/2606-Analiz-rynka-malomernyh-sudov-i-oborudovaniya-sputnikovogo-GPS-GLONASS-monitoringa-posredstvom-alternativnyh-sputnikovyh-kanalov-svyazi-IRIDIUM-KOSPAS-SARSAT.html
Анализ рынка маломерных судов и навигационного оборудования в России
23.01.2021
Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка маломерных судов и навигационного оборудования в России.