Frost & Sullivan о инициативе Минтранс РФ в области железнодорожных перевозок


Минтранс РФ подготовило проект постановления устанавливающий цензы для участников рынка. Согласно проекту количество вагонов в распоряжении железнодорожных операторов должно составлять не менее тысячи, при соблюдении этого условия операторы могут свободно работать на сети ОАО РЖД.

По словам аналитиков компании Frost & Sullivan: «Данную инициативу можно рассматривать как попытку консолидировать отрасль грузовых перевозок. Именно отсутствие структуры является главным негативным фактором, влияющим на развитие национального экспорта. Российская экономика зависит от железнодорожного сообщения, необходимого для перевозки необработанного сырья клиентам в Европе, Центральной и Восточной Азии.
Для России нефть, транснефтепродукты, сжиженный природный газ, уголь, лес и металлы являются главными экспортными продуктами. К примеру, Евросоюз потребляет порядка 45% экспортных продуктов из России. Еще одним примером стратегического значения отрасли грузовых перевозок для национальной экономики является тот факт, что 85% российского бензина отправляется для внутреннего потребления и экспорта по железной дороге. Отсутствие координации и структуры в отрасли послужило основной причиной сокращения объема отгрузки угля из Сибири на 4,0 млн. тонн, в третьем квартале 2011 года в сравнении с планируемыми показателями.
Таким образом, инициатива министерства направленна на достижения большей консолидации рынка железнодорожных операторов в России, что является стратегическим шагом, позволяющим крупным операторам более активно работать на рынке. Введение ограничений несомненно отрицательно повлияет на тысячи мелких операторов. Тем не менее, российское правительство рассматривает это как неизбежный побочный эффект на пути к сохранению жизнеспособности отрасли, для которой постоянно доступные каналы отгрузки являются обязательными. Неопределенность на рынке грузовых операторов может привести к увеличению стоимости перевозок, что, в свою очередь, увеличит «скрытые расходы» в стоимости необработанного сырья. Такие последствия окажут отрицательное влияние на конкурентоспособность экономики страны. К примеру, порядка 60% от цены угля на этапе от карьера и до порта составляют транспортные расходы. Не смотря на то, что РЖД и грузовые операторы в данной ситуации будут активно защищать свои интересы, Минтранс РФ вполне возможно будет выступать с подобными инициативами в дальнейшем, особенно в условиях экономической неопределенности, преследующей мировую экономику».


frost
0