Российские правозащитники - о правах детей Чечни

04.06.2012

Мэрия Грозного отказала общественной организации в праве проведения пикета в Грозном. Своей массовой акцией правозащитники планировали привлечь внимание общественности и властей Чечни к существующим проблемам инвалидов и сирот республики. Газета «Право на разум» обратилась за комментарием по данной ситуации к Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга (www.cchr.spb.ru).

Известное правозащитное издание "Кавказский узел" со ссылкой на председателя совета региональной общественной организации "Права и защита инвалидов, ветеранов боевых действий и семей погибших в Чеченской Республике", Хеди Абдулкудузову сообщило, что северокавказские правозащитники подали заявку на проведение пикета 25-го мая, а само мероприятие было запланировано на 1 июня.

По словам г-жи Абдулкудузовой на учете в ее организации состоят 96 сирот, "ставших таковыми в результате двух военных кампаний в Чечне". Она также заявила: "А сколько их на самом деле сирот, нуждающихся в жилье, я затрудняюсь сказать. Мы на пикете, который планировали провести 1 июня - в День защиты детей - планировали поднять все эти проблемы". Хеди Абдулкудузова добавила, что инвалиды являются самой незащищенной категорией населения в республике.

"Большинство детей-инвалидов стали такими в результате военных действий на территории Чечни. В республике не решается вопрос, связанный с предоставлением детям-инвалидам медицинской помощи", - констатировала г-жа Абдулкудузова. Она сказала, что в мэрии Грозного ей дали "весьма расплывчатый ответ, что мы нарушили седьмую статью закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

"Какой именно из пунктов, касающихся уведомления властей о проведении публичного мероприятия, мы нарушили, нам не сказали, - добавила Абдулкудузова и пояснила, что уведомление было подано срок и с соблюдением всех правовых норм.

В мэрии Грозного никак не прокомментировали ситуацию с отказом в проведении пикета, сказав корреспонденту "Кавказского узла", что "видимо, был нарушен закон".

Издание «Кавказ Online» сообщает (http://kavkasia.net/Russia/2012/1338437811.php - по состоянию сайта на 01.06.12), что по данным Министерства труда занятости и социального развития Чечни на начало 2012 года в списках на получение жилья состояли 416 сирот. На сегодняшний день в республике насчитывается 41 489 детей-инвалидов. Как сообщает русскоязычная версия веб-энциклопедии «Википедия», в Чечне проживает более 1 200 000 человек. Простая калькуляция показывает - это примерно 3200 детей-инвалидов на 100 000 населения. Население России — более 143 миллионов человек (Википедия на русском). На 2009 год численность детей-инвалидов в России составляла примерно 545 тысяч
(http://ria.ru/society/20090814/180927535.html). Т.е. 381 ребенок-инвалид на 100 000 населения.

Вышеприведенные цифры, конечно же, должны быть перепроверены. Но, если они правдивы, то возникает простой вопрос: почему в послевоенной Чечне такое огромное количество детей-инвалидов? Это последствия войны?! Эта версия вполне вероятна... Тем более, что 29-го мая 2012 года Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) вынес
постановление по делу «Дамаев против России». ЕСПЧ признал нарушение российскими властями статьи 2 (право на жизнь) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее ЕКПЧ) в отношении родственников заявителя, гражданина Российской Федерации, Имар-Али Муталиевича Дамаева, проживающего в селе Ригахой Веденского района Чеченской Республики.

Имар-Али вместе с женой, Майдат Цинцаевой растил шестерых маленьких детей. 8 апреля 2004 года два военных самолёта нанесли несколько ракетно-бомбовых ударов по селу Ригахой. Примерно через час удар был нанесен по окраине села. В это время Дамаев был на кладбище, в стороне от села, а его сын – в школе. Майдат Цинцаева и остальные пятеро детей находились дома. Услышав взрывы, Имар-Али бросился к дому. Прибежав, он увидел, что его дом полностью разрушен. Разобрав развалины, заявитель обнаружил тела жены и детей. Их похоронили, по мусульманскому обычаю, до захода солнца.

Вскоре в селе Ригахой побывала ныне покойная сотрудница правозащитного центра «Мемориал», Наталья Эстемирова. Она сфотографировала последствия бомбардировки, развалины дома, осколки авиабомбы с маркировкой. Жители самостоятельно вскрыли могилу, была сделана фото- и видеосъемка погибших. Дело получило широчайшую огласку.

Уголовное дело по факту гибели членов семьи заявителя было возбуждено спустя восемь дней после трагической гибели семьи Дамаева. В своем решении Европейский Суд постановил, что правительство РФ не предоставило запрашиваемые ЕСПЧ материалы этого уголовного дела. Ввиду отсутствия каких-либо разумных объяснений произошедшему со стороны правительства, ЕСПЧ пришел к выводу, что жена и дети Имар-Али Дамаева были убиты в результате атаки российских военно-воздушных сил, и установил нарушение статьи 2 ЕКПЧ. ЕСПЧ указал российскому государству выплатить заявителю компенсацию морального вреда и судебные издержки.

Вышеуказанное убедительно демонстрирует насколько серьезно положение с соблюдением прав детей в Чеченской республике. Сотрудники Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, комментируя данную ситуацию для газеты «Право на разум» (http://roman-ch.livejournal.com/), обратили внимание на возможные причины возникновения войны на Северном Кавказе. В 1955 году один из нью-йоркских профессоров обнародовал с целью информирования общественности текст советских методических указаний под названием «Промывание мозгов: обобщение русского учебника по психополитике». Эти указания основывались на методиках Ивана Петровича Павлова, советского физиолога, разработавшего в начале XX века на основе своих опытов на собаках теорию «условных рефлексов».

В методических указаниях сообщалось, что «первые русские психиатры хорошо понимали тот факт, что гипнотическое состояние порождается сильным ужасом. Они установили, что кроме этого, оно вызывается шоком эмоционального происхождения, сильным голодом, побоями, а также наркотическими препаратами». «Извращение национальных ценностей, – говорилось далее в тексте, – и порождение общего упадка до такой степени, чтобы начали проявляться голод и депрессия, в дальнейшем потребует лишь небольших шоковых воздействий, чтобы вызвать у населения в целом послушание или истерию». В руководстве подчеркивалось, что простая угроза войны или бомбардировок может создать такую истерию. Не в применении ли в недавнем прошлом методов психополитики причина того, что ситуация с правами детей в сегодняшней Чечне продолжает оставаться столь удручающей?

Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных организаций в мире с 1998 года. Газета «Право на разум» была основана Гражданской комиссией по правам человека Санкт-Петербурга несколько лет назад.


Roman
+4.5