Информационная открытость как способ борьбы с недобросовестными СРО


Задача повышения информационной открытости саморегулируемых организаций неоднократно обозначалась на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации уделил внимание данному вопросу в предвыборных программах, а также в Указах Президента. В рамках реализации названных инициатив Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан соответствующий документ. После прохождения необходимых согласований 10 сентября законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» был внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Предполагается, что законопроект может быть принят уже текущей осенью.

Информационная открытость как способ борьбы с недобросовестными СРО


Задача повышения информационной открытости саморегулируемых организаций неоднократно обозначалась на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации уделил внимание данному вопросу в предвыборных программах, а также в Указах Президента.
В рамках реализации названных инициатив Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан соответствующий документ. После прохождения необходимых согласований 10 сентября законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» был внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Предполагается, что законопроект может быть принят уже текущей осенью.
Предпосылки к созданию законопроекта заключаются в необходимости максимизации положительного эффекта от деятельности СРО. Соответствующий курс был заявлен государством. Ожидается, что полная прозрачность деятельности СРО, публичность в отношении общества и участников рынка позволит выполнить поставленную задачу. В рамках повышения открытости планируется обеспечить свободный доступ к информации о деятельности национальных объединений и их членов – саморегулируемых организаций. Кроме того, данные меры пополнят собой комплекс мероприятий по борьбе с недобросовестными, «коммерческими» СРО.
Появление законопроекта закономерно в силу недостаточности существующих средств государственного контроля за деятельностью СРО. Оно также подтверждает востребованность формирования комплексного подхода к регулированию процессов в системе саморегулирования.
Необходимость повышения открытости саморегулируемых организаций давно назрела, теперь же она воплощается в практической плоскости.
Законопроект № 136871-6 предусматривает целый ряд изменений в сфере раскрытия саморегулируемыми организациями информации о собственной деятельности. В частности, согласно законопроекту, СРО будут обязаны иметь свой официальный сайт в сети Интернет. На сегодняшний день закон допускает использование «иных СМИ», что является крайне неопределенным и размытым требованием. Кроме того, СРО обяжут публиковать сведения об изменении практически любых данных. Также в законе присутствует норма о создании реестра членов СРО с указанием полной информации о каждом из них.
Наконец, саморегулируемые организации должны будут публиковать сведения о поступивших жалобах, составе и стоимости имущества компенсационного фонда СРО и др.
Не упущен в законопроекте и момент, связанный с необходимостью осуществлять все перечисленные мероприятия в оперативном порядке. Все изменения должны будут размещаться на сайте СРО в течение 5 дней.
Законопроект вводит штрафные санкции для нарушителей: от 20 до 100 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 300 тысяч для юридических лиц. Для вступления в силу предписанных законопроектом норм будет предусмотрен полугодовой переходный период.
Законопроект активно обсуждается отраслевыми саморегулируемыми организациями, общественными объединениями и членами профессиональных сообществ. Особое внимание доработке положений документа уделяют СРО и их Национальные объединения в сфере строительства.
По итогам дискуссий высказываются замечания различного характера. Так, обращается внимание на несоответствие требований законопроекта о раскрытии информации об управляющей компании, в которой размещаются средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, действующему законодательству. Вопрос о способах размещения средств компенсационного фонда СРО до сих пор не получил окончательного разрешения. В такой ситуации указание на управляющую компанию в качестве единственного способа размещения средств может внести путаницу в системе законодательства о СРО.
Также представляется излишним требование о публикации в открытом доступе годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации, а также аудиторского заключения. В первую очередь, публикация данной информации повлечет за собой раскрытие конфиденциальной информации. Во-вторых, СРО как некоммерческая организация подвергается регулярным проверкам со стороны государственных органов, что делает раскрытие бухгалтерской отчетности заведомо избыточной мерой.
Наконец, необходимость публикации сведений, позволяющих идентифицировать члена саморегулируемой организации, и определенное законопроектом содержание данных сведений в случае, если член СРО является физическим лицом – индивидуальным предпринимателем, приводит к публикации личной информации, что может стать поводом для вмешательства в личную жизнь граждан.
Как отметил генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Движение в сторону информационной открытости саморегулируемых организаций и прозрачности всей системы саморегулирования, безусловно, необходимо. Это повысит эффективность саморегулирования как института самоуправления, а также позволит более успешно бороться с явлением «коммерциализации» СРО. Вместе с тем, законопроект должен содержать обоснованные и четкие требования. Наше Партнерство, со своей стороны, приложит все необходимые усилия для реализации коллективной деятельности по доработке законопроекта».


sroesp
+1