Рынок творога России: тенденции и стратегия.


Российский молочный сектор вступает в десятилетие относительно высоких цен, продолжающегося высокого спроса на молоко и молочные продукты, но и более высоких производственных затрат и, возможно, последующей изменчивости рынка.

Экономическая ситуация в мире является довольно сложной и вряд ли нас ждут перемены к лучшему. Практически во всех странах наблюдаются экономические проблемы и их преодоление предполагает строгую финансовую дисциплину. Мировой молочный сектор вступает в десятилетие относительно высоких цен, продолжающегося высокого спроса на молоко и молочные продукты, но и более высоких производственных затрат и, возможно, последующей изменчивости рынка.

Следует отметить, что потребление молочных продуктов на душу населения в России значительно уступает показателям в США и ЕС. Это касается и объемов потребления, и структуры. Ассортимент для покупателей в ЕС значительно разнообразнее, и там предлагается большое количество продуктов с более высокой добавочной стоимостью, а также молочная продукция, к которой потребители в России не привыкли, например, определенные типы сыров и т. д.

Тем не менее, в России расходы на молочную продукцию превышают показатели Беларуси, Украины и Казахстана. Натуральный объем молочного рынка России также значительно выше, чем в вышеуказанных 3-х странах.

По данным официальных источников на начало 2012 года в молочной отрасли действовали 34 крупных и средних предприятий по производству творога и творожных изделий, на долю которых приходится 87,8% и 89,9% от общего объема производства соответственно. Большая часть предприятий расположена в Центральном, Приволжском федеральных округах: 15 и 8 соответственно.

Предприятия, производящие творожную продукцию в РФ можно разделить на 2 группы: имеющие «федеральные» бренды и имеющие бренды «локального» значения. Выделяются следующие компании, в активе которых находятся федеральные бренды творожной продукции:

- «Вимм-Билль-Данн».
- «Данон» - «Юнимилк».
- «Молвест».
- «Молочное дело».

Из локальных региональных компаний по выпуску творожной продукции можно отметить:

- Останкинский молочный комбинат.
- РостАгроКомплекс.
- Дмитровский молочный завод.
- Пискаревский молочный завод.
- Агрохолдинг ОАО «Молоко».
- Группа компаний «Галактика».
- Агрохолдинг «Комос Групп».

По последним статистическим данным, объем потребления молока и молочных продуктов на душу населения составляет около 247 килограмм в год, что намного ниже, чем в большинстве стран ЕС. Отметим, что рациональная норма составляет 390 кг, а уровень потребления в СССР в 1990 году составлял 386 кг.

Одна из причин падения потребительского спроса на данный вид продукции это снижение покупательской способности на фоне падения доступности продукта. Кроме того, в последние годы появилось множество товаров-заменителей, например, произошло замещение молока соками, сладкими газированными напитками и т.д. Потребительские предпочтения также претерпели изменения: теперь на первый план выходит широта ассортимента продукции, ее качество, экологичность и соответствие потребности в здоровом образе жизни.

По данным «Евроресерч и консалтинг» в будущем российский сектор молока и молочных продуктов, включая творог, ожидают следующие тенденции:

1. Мировые цены на молочные продукты, как ожидается, продолжат свой рост в реальном выражении. В среднем, цены мирового рынка в реальном выражении, как ожидается, вырастут до 2020 года от 10% (сухое обезжиренное молоко) до 40% (сливочное масло). Мировое производство сухого цельного молока, сливочного масла и свежей молочной продукции, как ожидается, вырастет на 26% к 2020 году.

2. Популярность молочных продуктов, насаждение западных стандартов диеты и расширение спектра молочной продукции по-прежнему являются основными факторами, лежащими в основе роста молочного рынка по всему миру. В ближайшие 10 лет планируется увеличить мировое производство молока на 153 Мт. Как ожидается, этот рост, в основном, придется на развивающиеся страны. Средние темпы роста на прогнозируемый 10-летний период оцениваются на уровне 1,9%, немного ниже уровня 2,1% наблюдаемого за последнее десятилетие.

3. Импорт молочных продуктов в Китае, по прогнозам, будет оставаться выше среднего исторического уровня, чему будут способствовать внутренние опасения насчет безопасности пищевых продуктов в краткосрочной перспективе, рост доходов и укрепление юаня в течение прогнозируемого 10-летнего периода.

4. Темпы роста производства и потребления на душу населения молока и молочных продуктов останутся различными в зависимости от региона. Наименее развитые страны потребляют менее 50 кг на человека в год, в то время как в развитых регионах Северной Америки и ЕС потребляют намного больше 200 кг на человека (в пересчете на молочный эквивалент). Такая разница в потреблении означает инвестиционный потенциал и определенные возможности для роста в будущем.

http://er-cons.ru/production/banking/
http://marketing.rbc.ru/research/562949983667204.shtml


ERC
ERC
+52