Лекарства в долг: профилактика и лечение «болезни неплатежей» в фармбизнесе

21.12.2011

Фармацевтическая промышленность развивается в России семимильными шагами. Однако и в этой отрасли не один с виду прочный бизнес успела погубить проблема неплатежей и безобидных, на первый взгляд, отсрочек выплат со стороны контрагентов. Роль коллектора, который взял бы на себя проблему устранения задержек поступления финансовых средств и взыскания задолженностей, особенно важна для деятельности фармкомпаний.

Лекарства в долг: профилактика и лечение «болезни неплатежей» в фармбизнесе
Фармацевтическая промышленность развивается в России семимильными шагами. Однако и в этой отрасли не один с виду прочный бизнес успела погубить проблема неплатежей и безобидных, на первый взгляд, отсрочек выплат со стороны контрагентов. Роль коллектора, который взял бы на себя проблему устранения задержек поступления финансовых средств и взыскания задолженностей, особенно важна для деятельности фармкомпаний.

Идем мирным путем

Большинство руководителей отмечают, что к услугам сторонних юристов прибегать целесообразно, лишь когда собственные сотрудники с делом не справляются в силу отсутствия времени или опыта. А также в том случае, когда сроки возврата задолженности важнее, нежели взаимоотношения с контрагентом-должником. «Юрист со стороны, на мой взгляд, может привлекаться в трех случаях. Во-первых, когда дело достаточно запутанное, судебное разбирательство с должником идет очень плотно и штатный юрист попросту запустит свои текущие дела в условиях такого судебного цейтнота. Во-вторых, когда со стороны ответчика сильно давят хорошо подкованные адвокаты, справиться с которыми своими силами не получается. В-третьих, если речь идет об узкоспециализированном вопросе, а штатный юрист не обладает достаточным опытом», – говорит Ирина Володина, директор по развитию бизнеса научно-производственной компании «Поток Интер», производящей оборудование по очистке воздуха для медицинских учреждений.

Таким образом, фармацевтические компании стараются решать вопросы неплатежей силами своих сотрудников и практически не отдают такие дела на аутсорсинг коллекторским агентствам или сторонним юридическим компаниям. Причина такого подхода лежит в этической плоскости самого бизнеса. «На фармрынке случаи истинных неплатежей достаточно редки. Есть проблемы с длительными задержками в поступлении средств, но об их урегулировании принято договариваться. Случается, что одна компания на другую подает в суд, но происходит это нечасто. Тенденция обусловлена спецификой фармацевтического рынка. Так, например, существует лишь несколько фармдистрибьюторов национального масштаба. Подавая на них в суд, поставщик лекарственной продукции рискует ухудшением отношений и, как следствие, проблемами для бизнеса. Нередки случаи, когда компании посылают друг другу «арбитражные предупреждения», но это обычно делается лишь для ускорения процесса переговоров», – отмечает Петр Белый, председатель Совета директоров фармацевтической компании «Эн Си Фарм».

Юриспруденция с человеческим лицом

Итак, ушли в прошлое те времена, когда взыскатели долгов в бизнесе имели бандитские повадки и получали свое угрозами и силой - современному коллектору нужны иные качества. По словам Ольги Сидоровой, специалиста по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ», нередко на первый план у работодателя выходят личностные характеристики – успешный кандидат должен внушать доверие. «Вакансия корпоративного юриста в этом году вошла в десятку самых востребованных у работодателей. При этом примечательно, что руководители крупных компаний хотят видеть на данной позиции активного, открытого, располагающего к общению, способного перетянуть оппонента на свою сторону человека», – поясняет Ольга Сидорова. По ее словам, для того чтобы оценить эти качества, работодатели интересуются увлечениями кандидатов, предпочтениями в литературе, музыке и спорте.

Такой подход довольно распространен, поскольку корпоративный юрист является не просто сотрудником, он практически соратник руководителя компании. Такого специалиста вводят в курс дела компании на глубоком уровне, и он, как никто другой, должен понимать, что есть компании-должники, с которыми его организации предстоит работать еще многие годы. Внутренний юрист, проработав определенный период времени в компании, знаком не только с положением дел, но и с точкой зрения своих руководителей на ту или иную ситуацию. У сторонних организаций такого преимущества нет.

По словам Александра Быкова, главы отдела по связям с государственными и общественными структурами датской фармкомпании «НовоНордиск», каждая компания ищет корпоративного юриста «под себя». «Нужды крупных игроков фармрынка варьируются и зависят от культуры бизнеса той страны, откуда пришла компания на российский рынок. Конечно, есть холдинги, которые ищут корпоративного юриста под целевые задачи проектного характера, в том числе с опытом судебной практики по возврату дебиторской задолжности. Но все же, одна из важных задач юриста компании – выверить все тонкости договора еще до его заключения с контагентом, и поэтому он присутствует на многих этапах коммерческих переговоров с клиентами. Ведь зачастую избежать дебеторской задолженности позволяет грамотно составленный договор», - говорит эксперт. Также он замечает, что в том случае, если работа по сокращению неплатежей со стороны дистрибьютеров ведется внесудебными методами, к ней нередко подключают коммерческих специалистов, переговорщиков.

По дороге в суд

К сожалению, мирные пути урегулирования не всегда приносят ожидаемый эффект. «Мы поставили в перинатальный центр оборудование по обеззараживанию воздуха, однако у подрядчика начались финансовые проблемы и нам отказались выплачивать последнюю часть по контракту. Ситуацию решить по-хорошему не получилось: вначале от нас «бегали», а потом предложили выплачивать смехотворные ежемесячные платежи на протяжении десятилетия, – приводит пример из собственной практики Ирина Володина. – В итоге наш штатный юрист подготовил пакет документов и направил в суд, который впоследствии принял решение в нашу пользу – и мы получили причитающиеся нам средства».

Большая волна судебных процессов по неплатежам дистрибьюторов в адрес производителей лекарственных средств прокатилась по России в период кризиса и годом позже после него, и затронула даже зубров фармрынка. Например, фармхолдинг «Протек» в ноябре 2008 года прекратил работу с аптечной сетью «36,6», поскольку она просрочила платежи по дебиторской задолженности в размере 740 млн. руб. К августу 2009 года юристы «Протека» подали более 140 исков юрлицам, входящим в сеть компаний, работающих под торговой маркой «36,6». Ряд этих исков был выигран в судах, однако дистрибьютор не спешил выплачивать средства в заявленные сроки. В итоге «Протек» даже стал инициатором подачи иска о банкротстве ряда крупных дочерних структур, входящих в «36,6», на основании задержки выплаты присужденных истцу средств более чем на три месяца. Однако уже в конце августа 2009 года поставщик и покупатель пришли к мировому соглашению, в результате которого аптечная сеть обязалась поэтапно выплатить долг в оговоренные с партнером сроки, причем 50% суммы, право на которую было доказано «Протеком» в судах, ответчик выплатил в трехмесячный срок.

Такие споры имеют широкий резонанс и серьезно отражаются на репутации корпораций. Это еще одна причина, по которой работодатели из фармотрасли уделяют большое внимание подбору корпоративного юриста. Александр Быков отмечает, что практически все западные фармацевтические компании, представленные на российском рынке, ищут своих специалистов через кадровые агентства, поскольку собеседованию с успешным кандидатом предшествует большой объем работы по поиску соответствующих претендентов, ведь универсальных юристов, как известно, не существует.

По словам эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», подбирая специалиста для претензионно-исковой работы, компании обращают внимание на его образование и опыт. «В частности для полноценного участия в процессах им необходимо, знание гражданского и гражданско-процессуального законодательства, механизма расчетных операций, а также навыки по правильной оценке и подбору первичных документов для эффективной защиты позиции в суде», – отмечает Ольга Сидорова.

Анастасия Евдокимова, юрист по возврату задолженностей юридического агентства «Правовое содействие» обращает внимание на то, что суды по неплатежам в корпоративном секторе длятся не менее шести-восьми месяцев, если должник не подает на апелляцию. Затяжные процессы нередко служат еще одной причиной выбора работодателей в пользу собственного юриста, поскольку любая компания заинтересована в едином подходе к ведению дела, чего порой не могут обеспечить аутсорсеры. «По этой же причине работодатели и готовы удерживать квалифицированных специалистов, в том числе и «рублем». Уровень заработной платы обычно зависит от квалификации юриста», – замечает Ольга Сидорова. По данным экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», в среднем ведущий специалист крупной компании претендует на заработную плату 50 000–80 000 рублей. Предложение для кандидатов топовых позиций составляет около 150 000 рублей. Однако совокупный доход специалиста, как правило, складывается из оклада, а также премий, и у руководителей может превышать 250 000 рублей. Таким образом, опыт и квалификация напрямую влияют на уровень зарплаты юриста.

Марина Шишкина
Кадровый центр «ЮНИТИ»
Тел.: (495) 543-82-59
e-mail: press@unity.ru
http://www.unity.ru