Эдуард Хиль стал лауреатом гранта им. Анны Герман в номинации «Лучшие имена немцев России – 2011»


Эдуард Анатольевич Хиль, человек демократичный и умеющий смотреть на себя со стороны, наградам особого значения не придает. Они сами находят его. И вот новая награда нашла Мистера Трололо, как называют его фанаты: Эдуард Анатольевич стал лауреатом гранта им. Анны Герман в номинации «Лучшие имена немцев России – 2011» на конкурсе проектов «Российские немцы в авангарде будущего», проведенном Международным союзом немецкой культуры. В этой номинации грантами награждаются деятели искусства, науки, педагогики, спорта и общественные лидеры.

Эдуард Хиль стал лауреатом гранта им. Анны Герман в номинации «Лучшие имена немцев России – 2011»
– Эдуард Анатольевич, если бы вы родились позже и начали карьеру в постсоветское время, то в чём могли быть принципиальные отличия вашего творческого пути от сложившегося?

– Если бы я начал свою карьеру сегодня, то я был бы вынужден искать спонсоров, чтобы без труда, без затраты больших сил меня протащили бы на телевидение, потому что именно оно делает артиста популярным. В тех или иных передачах появишься среди известных артистов, и тебя запомнят... Когда я заканчивал консерваторию в 60-е годы XX века, были очень строгие правила отбора, нужно было иметь разносторонний и большой репертуар, начиная от классической музыки, всевозможных арий, старинных и современных романсов, народных песен, произведений разных стилистик и эпох, и до эстрадной песни.

– Говорят, что главный инструмент певца – голос – не меняется со временем. Верно ли это?

– С возрастом голос меняется. Но голоса от природы мощные и красивые по тембру, да ещё со специальной подготовкой, изменяются меньше. Постоянные занятия помогают держать голос в тонусе. Правильное использование голоса, бережное отношение к диапазону, ровному звуку, могут помогать вокалисту «держать форму» на протяжении долгих лет. На голос сильно влияют многие дурные привычки, которых нужно избегать.

– Как вы бережёте ваш чудесный баритон?

– О нём надо постоянно заботиться, держать его в тренинге. Надо стараться удерживать себя от лишних выступлений. И при малейших перегрузках, простудах, или когда «голос устал», надо вовремя остановиться.

– Что значит для вас слово в песне, а что мелодия?

– Важны и мелодия, и слова. Запоминаются в песне какие-то характерные и образные строчки, которые потом люди напевают и повторяют. Но важно, когда это не просто набор рифм, слова должны быть грамотными, с правильно выстроенными фразами. Мелодию же нужно чувствовать душой, пропускать через всего себя, стараясь максимально отражать настроение музыки.

– Настоящий поэт имеет свой голос. Максимилиан Волошин называл голос Зинаиды Гиппиус «стеклянно-чётким, иглистым и кольчатым», а голос Александра Блока «отрешённым, прислушивающимся и молитвенным». Исполняя песни на стихи хороших поэтов, стремитесь ли вы передать их поэтические голоса?

– Нет, я не стремлюсь передать их голос, так как это может выглядеть пародией. Я стараюсь передать смысл, общий образ, дать свою интерпретацию музыки. Должна проявляться и находиться гармония стихов, музыки и исполнения.

– Какую музыку вы любите слушать?

– Я слушаю разнообразную музыку. В разных жанрах есть много красивых музыкальных произведений. Но больше всего люблю классическую музыку.

– В коллекции ваших наград – ордена Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», звание Народного артиста РСФСР, премия международного фестиваля эстрадной песни в Сопоте… Есть ли награда, наиболее для вас значимая?

– Каждая награда, полученная мной в разное время, является ступенькой в моём творчестве, и каждая мне дорога.

– Особой популярности достиг ваш вокализ «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (композитор Аркадий Островский). Эту «песню без слов» в своё время исполняли Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Янош Коош. В чём, по вашему мнению, изюминка этого вокализа в вашем исполнении? В знаменитых и так полюбившимся слушателям «тро-ло-ло»?

– Раньше я очень часто в своих концертах исполнял каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник», а композитор Аркадий Островский сказал мне: «Я напишу тебе такую песню, которая заменит каватину Фигаро». Вот и написал вокализ, без всяких слов, просто о хорошем настроении.

– Увенчалось ли успехом ваше видеообращение с призывом написать текст на мелодию этой песни?

– Написано было огромное количество стихов. Присылали слова из разных стран. Каждый писал, как умел, как чувствовал. Был проведён целый конкурс-отбор. Пробовали и на китайском, и на татарском, и на французском языках писать. Финалисты были награждены... Но в этих стихах не было состояния «Я рад, ведь я наконец возвращаюсь домой!»

– Как вы отнеслись к многочисленным пародиям на вокализ – признакам его большой популярности? Одним из авторов пародий даже стал оскароносец, австрийский актёр Кристоф Вальц!

– К пародиям отношусь спокойно. Замечательный артист Кристоф Вальц воспринял вокализ как шутку, и это его право.

– Ваши сын и внук одарены музыкально. С 1997 г. вы участвуете с сыном в совместном проекте с рок-группой «Препинаки». Вместе с сыном и внуком снимались в программе «Папа, дедушка и я – музыкальная семья». Трудно ли быть отцом и дедушкой всесоюзного значения?

– Конечно, трудно, но и приятно, так как чувствуешь ответственность за их будущее.

– Были ли вы лично знакомы с Анной Герман? Что значат для вас песни этой знаменитой российской немки?

– Я очень благодарен Анне Герман за многие её советы во время конкурса в Сопоте. Волнующе-соревновательное настроение за кулисами, выступающие из всех стран мира. Значимое событие того времени. Это было в 1965 году… Русские песни, спетые Анной Герман, были необыкновенно светлыми. Нежные, ставшие эталоном исполнения. Проникновенный тембр голоса, неповторимость интонации… Слушатели до сих пор помнят и любят эту певицу.

– Расскажите о «вашем Петербурге». Каков этот город для вас?

– Петербург – это город, который меня воспитал. В его проспектах, улицах, бульварах, в его архитектурных ансамблях, в красоте и величии соборов, в строгости линий, в поэзии стилей, в неповторимости украшений на зданиях, в завитках на решётках садов и мостов, в символах эпох я услышал музыку художников, архитекторов, мастеров-созидателей, и на всю жизнь полюбил всё это! «Если ты с малых лет в Петербурге живёшь, ты поймёшь меня, друг, ты поймёшь!». Это слова из песни Георгия Портнова, спетой ещё в 1953 году. Или: «В жару и в зной, и в холода зимой, мой Петербург родной, твоей любуюсь красотой!» Это слова из другой песни, которую пою сейчас, почти через 60 лет… Или: «Мой город кладёт мне ладони на плечи, встречая меня! Всегда мы стремимся друг другу на встречу, мой город и я!»

– Не порадуете ли вы в ближайшее время своим концертом москвичей? Мы очень на это надеемся!

– В Москве бываю часто, но очень редко с концертами. Если пригласят, то обязательно приеду. Спасибо, Елена, за интересные вопросы!

– Эдуард Анатольевич, вы решили использовать грант им. Анны Герман на благотворительные цели – передать его «Санкт-петербургскому благотворительному фонду помощи детям с онкозаболеваниями «Свет». Мы тронуты вашим решением, благодарны вам. Спасибо за содержательное, вдумчивое интервью!

Беседу вела Елена Зейферт