Заработать на бензине

22.09.2011

Водители озлоблены бесконечными повышениями цен на бензин и пишут президенту России письма, с просьбой защитить их от некачественного топлива, которое выводит из строя их автомобили. В свою очередь топливные операторы считают, что подвергаются мошенническим манипуляциям вымогателей, желающих отремонтировать авто не за свой счет. О реалиях состояния рынка нефтепродуктов рассказывает Василий Смеречук, руководитель СЗМТУ Росстандарта.

В СЗМТУ Росстандарта поступила жалоба на некачественный бензин марки Аи-95 на АЗС компании Neste. В соответствии с действующим законодательством была осуществлена проверка указанной АЗС с отбором пробы топлива. Испытания не выявили нарушений обязательных требований, предусмотренных Техническим регламентом, о чем было сообщено заявителю. Однако он остался не удовлетворен результатами экспертизы, обвинив «всех» в «покрывательстве», и обратился не в вышестоящие инстанции, а написал письмо президенту России с просьбой защитить потребителей от топливного произвола.
«Нет никаких оснований для подобного рода обращений, - комментирует ситуацию Василий Смеречук, - Зачастую водители хотят получить компенсацию от топливных компаний, не разобравшись в причинах поломки своего автомобиля. От плохого бензина двигатель не выйдет из строя после 10 км хода, это длительный процесс. Но потребитель не хочет разбираться в истинных причинах. Водители настолько обозлены постоянными повышениями цен, что видят обман повсюду – на АЗС, в независимых экспертизах. Автомобилисты не верят никому и, видимо, считают, что только президент способен оградить их от происходящего».
Топливные операторы, в свою очередь, говорят, что жалобы на качество бензина в основном пишут мошенники, которые хотят за счет владельцев АЗС отремонтировать изношенные двигатели своих машин.
«Обычно злоумышленники, чей двигатель просит капремонта, заливают плохонький бензин где-нибудь в глуши, потом сверху доливают хороший бензин от ведущих российских производителей и после этого требуют компенсацию не только стоимости приобретенного бензина, но и ремонта автомобиля», - рассказывает Василий Семерчук. При этом станции техобслуживания особо не утруждают себя поиском истинных причин поломки двигателя (особенно в период гарантийного срока эксплуатации) и указывают в качестве основной причины некачественное, с их точки зрения, топливо. Мошенников можно выявить при подаче претензии: они вносят в список поврежденных элементов все, включая колеса. Естественно, в этом случае, убедить оператора добровольно компенсировать заявленные убытки невозможно.
Ст. 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав и рамки решения вопроса, связанного с качеством проданного АЗС топлива.
Само по себе обращение автовладельца в контролирующие органы с заявлением о заправке на АЗС автомобиля некачественным топливом – это лишь повод к возбуждению дела об административном правонарушении. В случае установления факта продажи некачественного топлива, оператор привлекается к административной ответственности.
При этом владельцу автомобиля следует учесть, что материалы об административном правонарушении, как правило, не могут служить безусловным доказательством вины топливного оператора в причинении владельцу автомобиля имущественного вреда.
Это объясняется тем, что доказать факт появления неисправности в автомобиле именно из-за некачественного топлива очень сложно по целому ряду причин. Как правило, в бензобаке автомобиля на момент «поломки» автомобиля залито топливо на разных АЗС и идентифицировать для проверки именно «некачественное топливо» практически невозможно. Далее возникает проблема в доказывании того, что неисправность в автомобиле образовалась именно из-за некачественного топлива, а не по другой причине, пусть даже сопутствующей.
Проблема защиты прав потребителя состоит в том, что, как правило, топливные операторы отказываются добровольно удовлетворить требования о возмещении имущественного вреда.
В соответствии со ст. 4.7 Кодека РФ об административных правонарушениях, судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Так, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Признаки наличия в топливе недопустимых веществ, которые могут привести к неполадкам в автомобиле:
• красновато-желтый цвет и нехарактерный неприятный запах бензина, красный налет на выхлопной трубе – в бензине содержатся железо или марганец;
• наличие в бензине желеобразных образований - синтетических высокооктановых компонентов;
• наличие в бензине механических примесей и воды (определяется визуально);
• потеря приемистости двигателя (двигатель медленно набирает обороты), дымит - в бензине имеются тяжелые углеводороды (добавлен керосин или дизельное топливо);
• если водитель чувствует заторможенность реакции – возможно в топливе чрезмерное количество метилового спирта, который часто используется в качестве высокооктанового компонента, однако попадание в организм человека 10 мл этого вещества приводит к потере зрения, 50 мл грозят летальным исходом.

«Для того, чтобы были надежно защищены законные интересы, как автомобилистов, так и добросовестных операторов топливного рынка, все процедуры по установлению истины должны быть строго регламентированы и одинаково учитывать интересы, как нефтяных компаний, так и потребителей. Нельзя однозначно становиться на ту или иную сторону», - считает господин Смеречук.
Эксперт считает, что эффективным регулятором в этой сфере был и должен остаться, наделенный достаточными полномочиями, федеральный орган по государственному контролю и надзору в сфере производства, хранения и эффективного использования нефтепродуктов.
К сожалению и в этом вопросе начинают поднимать различные идеи по реформированию. Одна из них - передать надзор за нефтепродуктами органам местной власти. Это приведет к тому, что от сельсовета до администрации региона будут устанавливаться свои правила игры в этой сфере, а соответственно эти фантазии обернуться для вертикально интегрированных структур, таких как «Роснефть», «Лукойл» и т.п. огромными финансовыми потерями. «Получается, что в регионах, где и без того дефицит квалифицированных кадров, дворники будут регулировать по своему усмотрению процессы, оказывающие серьезное влияние на экономику страны», – заявляет руководитель СЗМТУ Росстандарта.