Ароматы, играющие в спектакле


18 июня впервые в Санкт-Петербурге будет показан спектакль "Прикасаемые", первая постановка в мире, в которой одновременно задействованы и слепоглухие и зрячеслышащие актеры.

Ароматы, играющие в спектакле
Спектакль «Прикасаемые» - первый масштабный проект социального театрального искусства в России. Его создание стало возможным благодаря сотрудничеству Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра наций.

Это первая постановка в мире, в которой одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры. Источником вдохновения для работы над проектом стал пример израильского театра Nalaagat, в труппе которого только актеры с двумя сенсорными нарушениями.

В настоящее время тысячи слепоглухих граждан России обречены на социальную изоляцию. Одна из основных проблем для людей с одновременным нарушением слуха и зрения - это проблема коммуникации: зрячеслышащие катастрофически мало знают о мире слепоглухих. Слепоглухие, в свою очередь, практически не интегрированы в общество, несмотря на то, что живут в одной стране, в одном городе, в одном доме.

Спектакль «Прикасаемые» - это не просто театральная постановка, это попытка наладить связь между двумя мирами, выработать коммуникационную стратегию экспериментальным путем. На сцене как зрячеслышащие, так и слепоглухие герои преодолевают страхи, сомнения, трудности взаимопонимания. А преодоление, казалось бы, простых бытовых проблем (но сложных для слепоглухих) позволяет обнаружить тонкие эмоциональные и чувственные созвучия с другим человеком.

Идея спектакля была озвучена на заседании попечительского совета Фонда поддержки слепоглухих 23 мая 2014 года художественным руководитель Театра наций, народным артистом России Евгением Мироновым. Сценаристом пьесы стала Марина Крапивина (финалист драматургических конкурсов «Премьера.txt», «Любимовка», «Свободный театр», «Евразия», «Текстура», «Конкурс конкурсов» в рамках «Золотой маски». Спектакли по пьесам Марины ставили режиссеры Константин Богомолов, Юлия Ауг и другие), режиссером выступил Руслан Маликов (спектакль «Кеды», режиссер сериала «Школа» совместно с Валерией Гай Германикой и т.д.), режиссером пластики – Евгений Кулагин (основатель Dialogue Dance). Художник проекта – Екатерина Джагарова («Кеды», «Язычники»). В основе спектакля – истории слепоглухих людей, которые помогают рассказать зрячеслышащие актеры.

Слепоглухие герои спектакля принадлежат к разным поколениям, социальным стратам, мировоззрениям. У каждого героя своя уникальная речь, они не говорят усредненным языком переводчика. Профессор может рассказывать о бытовом хорроре, а слесарь спокойно повествует о пути из дома на работу. Среди героев особое место занимает Ольга Ивановна Скороходова, первая советская слепоглухая женщина-ученый, которую в народе называли русской Хелен Келлер. Однако, сегодня, о ней помнят только узкие специалисты.

Атмосферу спектакля определяют не только истории, рассказанные в ходе действия, но и само театральное пространство. По словам художника спектакля Екатерины Джагаровой, идея сценографии складывалась в процессе работы с актерами с двумя сенсорными нарушениями. Так, например, оказалось, что для них основной помощник в ориентации в пространстве – поверхность под ногами, объекты, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Отсюда родилась идея использовать различные фактуры и рельефы, символизирующие среду, благоприятную или не очень, в которой они существуют. Но все это лишь этап на пути к солнцу и свету, которое также обозначено в декорациях. Интересным фактором сценографии, воплощение которого оказалось возможным благодаря сотрудничеству с компанией «Аромамедиа», стало обращение к обонянию. Во время спектакля участники имеют дополнительные ориентиры в виде деликатно поступающих в зал ароматов, которые позволяют им следовать сценарию и замыслам режиссера. Смена ароматов является подсказкой и для зрителей, отождествляющих их с новой сценой спектакля.

Объединяет зрячеслышащих и слепоглухих дерево с огромными раскинутыми ветками, каждую из которых увенчивают яблоки в форме глаз. Ему вторит живая яблоня, которая стоит в другом конце сцены. Если говорить коротко, то сценография символизирует путь через пространство и время, от глубин природных недр к технологиям, от тьмы к свету.


Aromamedia
+561.5