Дата начала учебного года может быть связана с традицией еврейского народа


1 сентября как дата начала нового учебного года, согласно одной из версий, берет начало в еврейской традиции, считает президент международного фонда горских евреев «СТМЭГИ» Герман Захарьяев. Таким образом, по его словам, евреи сыграли значительную роль и в формировании современной педагогической системы, и в том, что учебный год начинается именно в первый день осени. Образовательная система и традиции еврейского народа стали важным фактором, влияющим на образование во многих странах мира.

Дата начала учебного года может быть связана с традицией еврейского народа
«Каждый год 1 сентября миллионы детей по всему миру садятся за парты и начинается новый учебный год, однако мало кто знает, что, по одной из версий, начало учебного года 1 сентября заимствовано из еврейской традиции, — говорит Герман Захарьяев. — Еврейский календарь отличается от григорианского, который принят большей частью населения мира. Новый год (Рош а-Шана) евреи отмечают не 1 января, а в сентябре. И с этим связана система образования, которая существовала в традиционном еврейском обществе. Учебный год у евреев делился на два учебных сезона: от Рош а-Шана до Песаха (Пасха, конец марта — апрель), затем следовали каникулы и еще один сезон — до следующего Рош а-Шана. В учебный период нельзя было менять меламеда (учителя традиционных религиозных предметов: Торы, Талмуда, еврейского языка), поэтому учебный год начинался осенью».

«Эта традиция была важной частью еврейской образовательной системы и передавалась из поколения в поколение, — говорит глава «СТМЭГИ». — В позднее Средневековье еврейские общины существовали во многих странах Европы и оказывали культурное влияние на другие культуры. Постепенно обычай начинать учебный год осенью стал распространяться в разных странах. Его вместе с классно-урочной системой ввел знаменитый просветитель и педагог Ян Амос Коменский, живший в Чехии, а в Праге и в других городах Богемского королевства многочисленные еврейские общины существовали с раннего Средневековья. Со временем это стало общепринятым обычаем во многих странах».

«Образование всегда играло фундаментальную роль в еврейской культуре и традиции, — напоминает президент фонда. — Оно было неотъемлемой частью еврейского традиционного уклада и способствовало сохранению и передаче ценностей. Еврейские учебные заведения, такие как хедеры и иешивы, обеспечивали детям образование, основанное на главных столпах еврейской идентичности — Библии и Талмуде (недаром евреев называют «народом Книги»)».