Деофшоризация в России: миф или реальность?


Clarus Capital о Законопроекте Минфина о контролируемых иностранных компаниях 31.03.2014, Москва – Дмитрий Ершов, корпоративный директор Clarus Capital прокомментировал Законопроект Минфина о контролируемых иностранных компаниях и лицах, которые контролируют эти компании.

Деофшоризация в России: миф или реальность?
Деофшоризация в России: миф или реальность?

Clarus Capital о Законопроекте Минфина о контролируемых иностранных компаниях

31.03.2014, Москва – Дмитрий Ершов, корпоративный директор Clarus Capital прокомментировал Законопроект Минфина о контролируемых иностранных компаниях и лицах, которые контролируют эти компании.
Данный Законопроект является частью посыла Президента и Правительства по деофшоризации нашей экономики - логичное продолжение политики, направленное на получение максимально возможной информации об офшорах и налоговых агентах в других юрисдикциях, и, соответственно, увеличение налоговой базы Российской Федерации. Это в первую очередь касается лиц, граждан Российской Федерации, владеющих офшорами и получающих с них прибыль.
Введение Законопроекта затронет экспортную деятельность, а именно, экспортно-импортные операции, которые, как правило, проводятся через офшорные юрисдикции для оптимизации налогообложения или сохранения части денежных средств в других юрисдикциях. Так, например, к этой группе можно отнести промышленные холдинги и крупные бизнес-структуры в Российской Федерации, имеющие в своем составе офшорные компании. С принятием Законопроекта их придётся, во-первых, раскрывать, а, во-вторых, платить налоги.
С принятием Законопроекта сразу встает вопрос уплаты налогов – здесь много белых пятен, как и в любом новом законе Российской федерации. Непонятно, как уплачивать налог, если компания является налоговым резидентом и в России и в другой стране? Как работать с двойным налогообложением? Что означает «неуплата» налога? Если говорить о возможной перспективе создания общих стандартизированных баз данных офшорных юрисдикций и офшорных компаний, то в ближайшее время это маловероятно. Но, безусловно, все идет к процессу консолидации данных. И это самый главный тезис - некая частность, которая подтверждает общее правило: процесс деофшоризации происходит не только в России, но и во всём мире. Более того, процесс происходит здесь и сейчас, его уже не остановить, и это связано с увеличением информационной открытости. В конце концов, станет просто бессмысленно придумывать какие-то схемы, оптимизирующие налогообложение. Но это в очень отдалённой перспективе - про «будущее будущего».
Сейчас много говорится о том, что с помощью подобных законопроектов уже сейчас бизнес можно вернуть из офшоров. Но стоит учитывать, что в текущей ситуации - это скорее нанесёт ущерб экономике с точки зрения возврата капитала и тех активов, которые находятся за рубежом. Дело в том, что владельцы таких бизнесов просто будут бояться возвращения.
Если говорить о процессе деофшоризации в сфере госзакупок, то здесь все менее очевидно. Безусловно, офшоры встроены в систему госзакупок, но такие схемы менее публичны. Государство – это крупный и, наверное, крупнейший заказчик на рынке услуг и товаров, поэтому компетентность этого процесса важна для всех игроков рынка. И тут, конечно, возникают вопросы о том, что если размещается госзаказ, например, на строительство автодороги, а исполнитель через холдинговую организацию контролируется иностранными компаниями, в т.ч. и офшорными, как прибыль от этого проекта должна рассчитываться и уплачиваться в России? Мой вариант решения проблемы - средства госзакупок должны распределяться между компаниями, которые платят все налоги в России, а не только часть.
Определенно существует и вероятность возникновения двойного налогообложения при принятии Законопроекта, она достаточно велика с учетом множества «белых пятен» и весьма сложных законов, регулирующих налогообложение в России и зарубежом. Очевидно, что синхронизировать налогообложение не получится, но при этом избежать двойного налогообложения можно только в тех странах, с которыми действует подобное соглашение. А данный законопроект в некотором смысле противоречит подобным документам.
В любом случае, законопроект еще не принят и будет дорабатываться. Хочется с уверенностью думать, что при принятии этого документа будет достигнут компромисс между справедливым увеличением налогового бремени для пополнения бюджета и интересами компаний, которые тоже должны иметь возможность аккумулировать средства для инвестирования в своё же развитие.

О Clarus Capital
Clarus Capital — инвестиционная управляющая компания, специализирующаяся на работе со стрессовыми активами. Компания оказывает широкий спектр услуг в области антикризисного управления бизнесом, управления акционерными рисками, реализации сделок слияния и поглощения, привлечения инвестиций, банкротства и финансового оздоровления.
Подробнее на http://www.claruscapital.ru/

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Нина Сухорослова
tel: (495) 661-71-23
cell: +7 915 224-00-25
+7 965 396-10-09
nsukhoroslova@gmail.com



Nina
+1.5