Иконографический образ кардинала и писателя Святого Иеронима как отражение западноевропейской живописной традиции


Летом 2010 года на французском аукционе Международный институт антиквариата приобрел работу «Святой Иероним» испанский школы XVI века. Первоначально картина была атрибутирована знаменитым парижским арт-экспертом Рене Милле. Основаниями для данной атрибуции, вероятно, стали удлинённые пропорции тела святого, характерные приёмы моделировки формы человеческого тела, аскетичная пластика фигуры и другие детали, позволяющие отнести работу к испанскому маньеризму, а если быть ещё точнее, кругу Луиса де Моралеса (1509 – 1586) – маньериста, предшественника Эль Греко.

Иконографический образ кардинала и писателя Святого Иеронима как отражение западноевропейской живописной традиции
Летом 2010 года на французском аукционе Международный институт антиквариата приобрел работу «Святой Иероним» испанский школы XVI века. Первоначально картина была атрибутирована знаменитым парижским арт-экспертом Рене Милле. Основаниями для данной атрибуции, вероятно, стали удлинённые пропорции тела святого, характерные приёмы моделировки формы человеческого тела, аскетичная пластика фигуры и другие детали, позволяющие отнести работу к испанскому маньеризму, а если быть ещё точнее, кругу Луиса де Моралеса (1509 – 1586) – маньериста, предшественника Эль Греко.

Однако при установлении авторства произведения эксперт, видимо, не осмотрел его обратную сторону, где приклеена этикетка с именем художника и названием композиции на итальянском языке – «Muziano Girolamo San Girolamo». Надпись сделана орешковыми чернилами (применялись с XVIII до середины XX веков) на бумаге.

Таким образом, Рене Милле правильно установил время создания работы и её сюжет, но ошибся при определении школы, не назвав имени конкретного мастера. При этом картину из Большого собрания изящных искусств ASG можно атрибутировать не только по этикетке. Она несёт в себе многие стилистические черты творчества итальянского живописца Джироламо Муциано (1532 – 1592). Образ святого Иеронима типичен для искусства этого мастера. В нашей статье мы проведём аналогии между работой собрания ASG и другими произведениями художника.

Джироламо Муциано родился в коммуне Аккуафредда (провинция Брешиа). Первым учителем живописца был Джироламо Романино (около 1485 – 1566) – подражатель Тициана. По другой версии (биография художника, написанная его духовником, впервые была опубликована только после 1954 года) с 1544 по 1546 годы Муциано обучался у Доменико Кампаньолы (1500 – 1564) и Ламберта Сустриса (1515 – 1584) в Падуе. До 1549 года художник работал в Венеции, а затем перебрался в Рим.

Муциано приобрёл известность как мастер пейзажного жанра, однако затем занялся религиозной живописью, копируя манеру Микеланджело, в соответствии с которой даже христианскую аскезу он интерпретировал в монументальных формах, гипертрофируя мышечную физиологию святых. В 1555/1556 годах художник написал «Воскрешение Лазаря», которое принесло ему громкую славу. Увидев данную работу, сам Микеланджело назвал Муциано «первым художником своего времени». Позднее «Воскрешение Лазаря» было размещено в базилике Санта-Мария-Маджоре над гробницей его автора, а затем в Квиринальском дворце. Сейчас композиция находится в Пинакотеке Ватикана, а её авторский вариант в Соборной базилике Вознесения Девы Марии в Орвието (Умбрия).

С 1560 по 1566 годы живописец работал по заказу кардинала Ипполито II д’Эсте над фресками Виллы д’Эсте в Тиволи на сюжеты подвигов Геракла. В 1570 – 1580-годы Муциано становится одним из ведущих живописцев Рима. В этот период были написаны две известные композиции – «Обрезание» для главного алтаря церкви Иль-Джезу и «Святой Иероним проповедует монахам в пустыне» (Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Рим).

Работы Муциано, выполненные для папы Григория XIII, были исполнены на таком высоком уровне мастерства, что заложили основу для создания в 1577 году нового объединения художников – Академии Святого Луки, которое реформировало старую гильдию живописцев. В этом же году художника зачислили в Папскую академию виртуозов при Пантеоне. Муциано умер в 1592 году. Самыми знаменитыми его учениками были Паоло Россетти и Чезаре Неббиа (около 1536 – 1614).

У Джироламо Муциано есть цикл работ, где он изобразил святых за молитвой. Для данных композиций художник разработал единую концепцию – святой изображался на переднем плане в поясном формате. Перед ним или у него в руках располагалось распятие. Иногда в небе присутствует голубь (Дух Святой) в ярком сиянии или же фигура Бога Отца (Саваофа) в развевающихся одеждах. Действие происходит в горах. На заднем плане художник пишет ландшафтный пейзаж с архитектурными постройками вдали. В эту серию входят изображения святого Франциска Ассизского из Музеев Ватикана, не идентифицированного отшельника из того же музея, Святого Антония из Кунстхалле в Карлсруэ и Художественного музея Филадельфии. Многие живописные работы не сохранились и сегодня мы можем судить о них по гравюрам, которые в большинстве своём хранятся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

В серию входило и несколько изображений Иеронима – библейского святого, кардинала, писателя и аскета. Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. В 374 году святой удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык, окружённый, по его собственным словам, «лишь скорпионами и дикими зверями».

Художники чаще всего изображали Иеронима в пустыне. Его наготу прикрывает лишь красный плащ. В композицию часто включали льва, распятие – символ раскаяния, изображения черепа, олицетворяющего скорбь, книги – атрибут учёности и ангелов с трубами, возвещающих начало Страшного суда.

В цикл святых Муциано входил и Иероним из Музеев Ватикана. Художник даёт классическую трактовку образа. Святой в пустыне преклонил колени перед распятием, которое держит в левой руке. За спиной у Иеронима лежит лев, смотрящий на зрителя. У правой кромки присутствует пейзаж, в котором превалирует изображение ярко-синего неба.

В Большом собрании изящных искусств ASG также хранится изображение Иеронима Джироламо Муциано. Оно близко работе из Музеев Ватикана и, скорее всего, было написано в это же время. Здесь на торс святого с подчёркнуто выраженной мускулатурой наброшен красный плащ. В левой же руке он держит распятие с фигурой Христа и надписью «I.N.R.I». Иероним седовлас и бородат. Картина из собрания ASG была срезана, в результате чего утрачены нижняя и левая её части. Возможно, святой здесь так же стоял на коленях, как и на картине из Ватикана. Слева мы видим часть красного предмета округлой формы, в котором можем угадать поля широкополой кардинальской шапки галеро с кисточками. В композиции из Ватикана эта шапка лежит на земле, здесь же она подвешена на дерево.

Вместе с тем размеры картины из собрания ASG (71,5×73,5 см) практически совпадают с размерами «Святого Антония» из Кунстхалле – 74,5×73 см. По всей видимости, данная композиция также утрачена в своём первоначальном варианте. Судить о том, как произведение выглядело изначально, можно по полотну из музея Филадельфии. Учитывая близость форматов картин Муциано из Большого собрания изящных искусств ASG и Кунстхалле, возможно предположить их общий провенанс – работы экспонировались в одном и том же месте. На сайте государственного музея Карлсруэ никаких данных о провенансе их композиции не приводится [1].

О том, насколько часто Муциано писал своего небесного покровителя (художника зовут Джироламо), свидетельствуют и две гравюры, созданные голландцем Корнелисом Кортом (1533 – 1578). Одна из этих гравюр представлена в Библиотеке Тартуского университета (Эстония). В данном случае Иероним изображён в центре среди камней. Он молитвенно сложил руки на груди и смотрит на распятие. Позади него два льва. На другой гравюре, из Метрополитен-музея, голова святого близка изображению с картины из собрания ASG – то же положение, те же курчавые волосы, борода, напряжённый взгляд из-под бровей на распятие и выпуклый лоб. При изготовлении этой гравюры Корт мог работать именно с этим живописным образом.

На картине из собрания ASG в левой части изображён ствол дерева с бурыми листьями, форма которых в ботанике определяется как перисто-лопастная. Близкие им листья представлены на подготовительном рисунке Джироламо Муциано к картине «Мадонна с Младенцем» (Метрополитен-музей). В данном эскизе художник отрабатывал светотеневую моделировку будущего произведения.

Атрибуция «Святого Иеронима» Джироламо Муциано из собрания ASG осложнена многочисленными неудачными реставрационными вмешательствами в авторскую живопись. Многочисленные «замывы» красочного слоя наблюдаются на шее, волосах, торсе и руках святого.

Тем не менее, судя по сохранившейся авторской живописи, выполненной в довольно плотной технике импасто, картина написана самим Муциано, а не художником из его окружения или последователем. Уровень исполнения работ живописца очень сильно разнится – от достаточно высокого, как в композиции «Вознесение Господне» (Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим), до полотна «Оплакивание Христа» (Баварские государственные собрания картин), где художнику не удалось соблюсти пропорции и масштаб фигур. К тому же, Муциано не был выдающимся колористом. Он всего год (1549 г.) проработал в Венеции, которая, начиная с Тициана и Веронезе, всегда славилась сильными мастерами колорита. Цвета его живописи несколько сухи. Линия здесь превалирует над другими художественными средствами.

Далее мы приведём несколько произведений с изображениями святого Иеронима перед распятием, в разные годы проходившие на аукционных торгах Европы. Среди них есть работы как самого Муциано, так и художников его круга. В некоторых случаях уровень их исполнения примерно одинаков, но одни произведения атрибутированы непосредственно живописцем, а другие – его окружением. Подобная неоднозначность в определении авторства создаёт значительные затруднения при изучении творческого наследия Муциано и атрибуции его композиций. Важно отметить, что «Святой Иероним» Муциано, проходивший на аукционе «Pandolfini Casa d’Aste» 11 октября 2017 года (лот 45) и атрибутированный профессором Римского университета (Roma Tre University) Патрицией Тозини, так же, как и работа из Большого собрания изящных искусств ASG, написан в технике импасто [2].

Что касается датировки 1570-ми годами произведения Муциано из Большого собрания изящных искусств ASG, то она установлена на основании близости ему двух картин с изображениями Святого Антония из Кунстхалле Карлсруэ и Художественного музея Филадельфии, написанных в это время. Кроме этого в 1573 году с работ Муциано было снято две гравюры, на одной из которых (Метрополитен-музей) голова Иеронима, возможно, исполнена с картины из собрания ASG.

При атрибуции произведений живописи нельзя пренебрегать исследованием оборотной их стороны. Зачастую там могут находиться надписи или этикетки с информацией о создавшем их мастере, сюжете или провенансе. На основании подобной этикетки нам удалось установить авторство не только композиции Джироламо Муциано, но и «Пейзажа с рыбаками, застигнутыми бурей», который был ошибочно приписан голландскому художнику XVII века Питеру Мулиеру Младшему (1637 – 1701). При детальном изучении композиции было установлено, что автором её является знаменитый итальянский живописец XVII столетия, о котором речь пойдёт в нашей следующей публикации.
Алина БУЛГАКОВА

Источник: Иконографический образ кардинала и писателя Святого Иеронима из БСИИ как отражение западноевропейской живописной традиции


asg
0