История рекордов скорости на мотоцикле


Скоростные состязания на двухколесных транспортных средствах имеют столетнюю историю, ни в чем не уступая водным, воздушным и автомобильным соревнованиям.

Сегодняшние мотоциклы, штурмующие скоростной предел, создаются специально для новых рекордов и сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть на дорогах. Зачастую они построены по типу монокока и внешне напоминают самолет без крыльев, но главной их составляющей неизменно остается мотор.
Все началось с первых неофициальных рекордов Глена Кертисса еще в начале ХХ века в Йонкерсе и Ормонд-Бич (США), а в 1920 году Джин Уолкер установил первый рекорд скорости, официально признанный Международной мотоциклетной федерацией: гонщик показал впечатляющий для того времени результат — 167,57 км/ч — на мотоцикле Indian в Дейтона-Бич (США).
Вскоре этот результат был улучшен: в 1937 году на трассе А3 в Германии Эрнст Якоб Хенне установил новый рекорд, который продержался более десяти лет, во многом из-за начала Второй мировой войны: Хенне разогнался до 279,51 км/ч за рулем BMW.
Послевоенные годы ознаменовались дуэлью между Triumph и NSU. Прежде попытки установить рекорд скорости всегда совершались либо на пляже, либо на специально огражденном отрезке трассы. Однако в 1956 году центр внимания переместился в штат Юта (США) на место высохшего соленого озера Бонневилль. Именно здесь был установлен и очередной мировой рекорд скорости: Джонни Аллен проехал с максимальной скоростью 311,778 км/ч на своем Triumph Devil’s Arrow.
Вильгельм Херц на мотоцикле NSU побил рекорд гонщика Triumph в том же году, подняв планку до 340,2 км/ч, что сделало его первым человеком, пересекшим 200-мильный рубеж. Однако этот рекорд продержался всего 33 дня: команда Triumph быстро вернула себе первенство усилиями того же Джонни Аллена, показавшего скорость 348,9 км/ч на Texas Ceegar.
Уильям Джонсон и Роберт Леппан в 1962 и в 1966 году соответственно продолжили победоносное шествие компании Triumph, после чего культовый британский производитель мотоциклов временно приостановил программу установки рекордов скорости. В 70-ые годы обладателями рекордов были Yamaha и Kawasaki до тех пор, пока Дейву Кампосу не удалось достичь скорости 518,449 км/ч за рулем Harley Davidson. Этот рекорд продержался до самого начала XXI века.
3 сентября 2006 года титул мирового рекордсмена впервые получила команда Suzuki — Роки Робинсон пронесся по соляной равнине со скоростью 551,678 км/ч на Ack Attack. Всего два дня спустя Крис Карр показал скорость 564,693 км/ч на BUB Seven, впервые в истории преодолев 350-мильный барьер.
В следующие несколько лет титул мирового рекордсмена неоднократно переходил из рук в руки — от Робинсона на Suzuki Ack Attack к Карру на BUB Seven, пока 25 сентября 2010 года Робинсон наконец не установил планку на уровне 605,697 км/ч, которая по сей день является действующим мировым рекордом скорости для мотоциклов.
Для сравнения, действующий мировой рекорд скорости для автомобилей равен 1227,985 км/ч и был установлен в 1997 году Энди Грином за рулем Thrust SCC. Компания Castrol непосредственным образом поучаствовала в установке и этого рекорда. Кроме того, это был 21-ый рекорд скорости на суше, установленный при участии Castrol в качестве партнера.
Буквально через несколько дней у Castrol появится шанс установить очередной мировой рекорд — на этот раз в сотрудничестве с Triumph. Новый Castrol Rocket, работающий на масле Castrol Power1, был сконструирован, чтобы побить действующий мировой рекорд скорости на мотоцикле на трассе высохшего соленого озера Бонневилль. Тем временем наследник Thrust SCC — четырехколесный Bloodhound SSC — тоже готовится к старту в 2015 году.
Начиная с 1956 года, когда Джонни Аллену удалось разогнаться до 311,778 км/ч на Triumph Devil’s Arrow, все рекорды скорости на суше ставились на озере Бонневилль. Первые соревнования на этой трассе прошли еще в 1914 году: таким образом, в этом году Бонневилль празднует свой столетний юбилей.
«Что является по-настоящему уникальным элементом Bonneville Land Speed Racing, так это люди, – говорит пилот Castrol Rocket Джейсон ДиСалво. – Условия настолько сложные, что за последние 100 лет многие гонщики, у которых, по сути, мало общего, объединялись и помогали друг другу получать звание самого быстрого в мире».