Куда вложиться в 2023 году, чтобы не потерять и не бояться инфляции. Новый формат инвестиционной франшизы.


Один из самых главных вопросов тех, у кого есть возможность инвестировать — куда вложиться, чтобы минимизировать риски. Сегодня это, пожалуй, самое сложное, потому что рисков все больше, и они новые, а предсказывать их сложно, хотя возможно. Трезвая голова, знание истории развития и падения рынков и четкое понимание целей инвестирования — то, что в первую очередь должен просчитать каждый, по мнению совладельца ГК «Пив&Ко» Кирилла Кузьминского.

Куда вложиться в 2023 году, чтобы не потерять и не бояться инфляции. Новый формат инвестиционной франшизы.
Инвестиции в реальный бизнес. Например, франшизу «Пив&Ко»

Это то, в чем и чем я живу. Давайте к фактам. Продуктовый ритейл в этом году, как и в другие кризисные времена, показал рост. Крупнейшие российские продуктовые сети в первом полугодии 2022 году увеличили совокупную выручку на 26,5% — согласно отчету аналитической компании Infoline. Так, за первое полугодие 2022 года относительно того же периода 2021 года выручка X5 Group увеличилась на 19%, у «Магнита» — на 38%, «Ленты» — 21%, O`KEY — 9,3%, «Бристоль» — 33,8%, «Красное & Белое» — 31,5%. Розничная компания «ВкусВилл» в первом полугодии 2022 года увеличила выручку на 33%. Этот список ритейлеров можно продолжать, потому что приросли все. Что касается, «Пив&Ко» — рост по сети на конец года — уже плюс 23% в выручке, и это без новогодних продаж.

Хочется немного вспомнить нашу историю роста в кризисы, показывающую устойчивость бизнес-модели. 2008 и 2014 года — похожи. Деньги обесценивались. У многих людей перестало хватать на рестораны и бары, а потребность в празднике в кризисные моменты становится еще более явной. Плюс в 2008 году случился бум на разливные напитки, как более свежие и качественные. Пандемия 2020 года — мы очень быстро адоптировали свои полки под актуальный ассортимент, чтобы магазины оставались открытыми и нужными покупателю, чтобы он не ушел в другое место. Ситуация 2022 года — снова выходим с профитом.

Если рассматривать в целом продуктовый ритейл, то в нем сегодня наметилось несколько важных трендов, которые двигают этот рынок вперед и делают одним из самых перспективных для инвестирования. По данным аналитиков издания NeilsonIQ, растущими сегментами в 2022 году стали товары из категории «удовольствия»: шоколадные батончики, энергетические напитки, снеки, шоколадные плитки, алкоголь. Что касается последнего, то позитивная динамика этого сегмента связана и с переносом потребления в домашние условия на фоне сокращения расходов на развлечения и питание вне дома. Мы идеально вписываемся сюда.

Сберегательная модель поведения — вот, что сегодня важно. Люди отказались от смены машины, турпоездок, покупок бытовой техники и прочих ощутимых расходов. Но «вкусняшки» — это маленькая радость, которая во время тревоги очень нужна человеку. Цифры: мы всегда фиксируем рост выручки в летние месяцы, а в этом году пиковые значения по выручке приходились, когда людям было особенно тревожно: на февраль-апрель — рост 26-28%, июль (сезонный фактор) — 36% и сентябрь — 27%.

У меня есть знакомые ребята, которые занимаются эвентами. И они в этом году отмечают пик по ярким праздникам. Запрос «порадовать себя» — сегодня как никогда высок. Пойти и купить что-нибудь вкусненькое — это сделать событие дома, собрать вкусный стол для себя и близких. В итоге HoReCoтеряет, потому что для многих это стало излишеством, а ритейл растет, потому что сделать дома событие — это экономия.

Еще один тренд сегодняшнего дня — выстраивание горизонтальных связей: родственники, друзья, коллеги. Когда человеку тревожно, он начинает окружать себя людьми, которые в случае чего помогут и подскажут, как быть. Люди начинают чаще друг другу звонить и собираться — дома. А это застолье, а значит вновь продукты питания и напитки. «Пив&Ко» — событийные магазины, поэтому мы так хорошо вписываемся в сегодняшние поведенческие тренды покупателей.

Почему еще мы интересны сегодня? По данным все того же NeilsonIQ, большинство покупателей сейчас с интересом пробуют именно продуктовые новинки локальных брендов — около 69%. Как следствие, запуски новых продуктов становятся одной из ключевых точек роста для ритейлеров. В магазинах «Пив&Ко» ассортиментная матрица на 40% состоит из СТМ, которые мы постоянно расширяем. В основе всех продуктов под СТМ — качество, вкус и адекватная цена. Мы не дискаунтер, но у нас уникальный ассортимент, чем и привлекаем покупателя.

Варианты франшизы и суммы входа

Построить эффективный магазин «Пив&Ко» в трафиковом месте и с полноценной ассортиментной матрицей, которая будет приносить доход — около 4,8 млн. рублей. Рентабельность бизнеса — от 22%, а если брать франшизу SMART — в среднем 30% годовых. Думаю, неплохо по сравнению по сегодняшним меркам.

Еще один важный плюс — прибыль магазины начинают показывать уже с первого месяца, поэтому это интересно и тем, кто хочет иметь отдачу от денег сразу. При форс-мажорных личных обстоятельствах эффективный бизнес тоже продается быстро, тем более мы с этим помогаем партнерам, так что деньги вынуть достаточно легко.

Форматов франшизы несколько. У нас есть вариант STANDART, при котором франчайзи управляет всеми бизнес-процессами магазина самостоятельно. Плюс около года назад мы запустили проект SMART: умная франшиза, благодаря которой франчайзи передает управление персоналом и всеми текущими делами магазина управляющей компании «Пив&Ко». То есть SMART не требует от франчайзи глубокого погружения в работу магазина. Более того, франчайзи даже не нужно находиться в том городе, где открывается его магазин, он может жить и продолжать работать хоть где. «Пив&Ко» ищет помещение с помощью разработанного нами искусственного интеллекта, прогнозируя выручку и юридически сопровождая сделку по аренде, рекомендует подрядчика по строительству и ремонту, плюс УК «Пив&Ко»помогает франчайзи с поиском и управлением персоналом, отслеживает товарные остатки и управляет ассортиментом. Раз в месяц формируется вся отчетность и предоставляется франчайзи. Собственник бизнеса — франчайзи, а мы а-ля управляющий магазином, но только с огромным опытом и в лице сотни специалистов по каждому направлению деятельности торговой точки.

Готов открыть карты и впервые презентовать новый формат франшизы, который мы сейчас тестируем и додумываем. Он будет внутри проекта SMART, но с меньшей суммой входа — от 1,9 млн рублей. Пока проект выглядит так: во франшизе будут участвовать два инвестора. Один входит с суммой от 1,9 млн и является индивидуальным предпринимателем. На эти деньги приобретается товарный знак и закупается товар. Второй франчайзер вкладывает порядка 2,9 – 3,2 млн — под строительство самого магазина. Работать партнеры будут по договору инвестиционного займа, оба делят прибыль пропорционально внесенным деньгам в совместный проект. Откуда идея? Во-первых, к нам обращаются предприниматели, у которых нет всей суммы на открытие магазина, а кредитные средства недоступны по какой-либо причине. Во-вторых, есть служащие, которым по контракту нельзя иметь собственный бизнес, а деньги для инвестиций у них имеются и хочется обеспечить себе светлое будущее. Управление персоналом и другими рабочими процессами магазина будет осуществлять управляющая компания «Пив&Ко» — все как в SMART.

Сегодня нельзя идти на поводу толпы. Если есть средства для инвестиций и желание их не просто уберечь от инфляции, а заработать сверх — надо рационально изучить рынки и историю их развития. Мы живем в удивительное и интересное время — время перемен и больших перспектив. Найти партнера, который пережил уже множество кризисов и показал свою эффективность — можно и нужно. Люди никогда не перестанут есть и доставлять себе удовольствие. Никогда не перестанут отмечать долгожданные выходные и собираться с друзьями на даче. Продуктовый ритейл не зависит от геополитики, а уровень инфляции соизмерим с уровнем роста цен на продукты питания. Поэтому инвестиции в реальный продуктовый ритейл с устойчивой бизнес-моделью, которая проверена годами и почти на 600 магазинах по всей стране, — хорошая возможность некрупным предпринимателям войти в федеральную сеть и уже завтра начать зарабатывать.