Кульминация судебной драмы под Звенигородом

05.09.2023

В Верховный суд в третий раз подается жалоба жителей поселков в окрестностях Звенигорода на решение Мосгорсуда, который отклонил их коллективный иск к правительству Москвы по поводу отсутствия в правилах землепользования и застройки зон санитарной охраны Москвы-реки. И если жалоба не приведет к удовлетворению иска, то 70% москвичей рискуют остаться без водопроводной воды, пригодной для питья!

Кульминация судебной драмы под Звенигородом
Близится к своей кульминации драматическая история «подмосковной Швейцарии» - живописных полей и лугов под Звенигородом, которые росчерком чиновничьего пера были в 2011-2012 гг. «вырезаны» из Одинцовского района Московской области и переданы Москве, хотя находятся на расстоянии 20-25 километров от городской черты. Так образовался Рублево-Успенский эксклав новой Москвы размером около 3 тысяч гектаров.
По мнению источников, близких к московскому правительству, передача этих земель из области в столицу была пролоббирована их крупными собственниками. Они скупили сельхозугодья по дешевке, как только была разрешена частная собственность на землю. Среди них – видный фигурант списка миллиардеров журнала «Форбс» Вячеслав Кантор (группа компаний «Акрон»), известные в узких кругах землевладельцы Клиновские («Агрокомплекс Горки-2»), банк ВТБ и связанные с ним структуры и прочие латифундисты. Цель передачи земель под Звенигородом столице – превратить сельхозугодья в элитные кварталы Москвы и выжать максимальную прибыль из каждого квадратного метра. Благо находятся эти территории неподалеку от западного конца элитной Рублёвки. Опубликованные в прессе проекты застройки от правообладателей участков – это фактически создание вдоль русла Москвы-реки целого городка для богатых, строительство коммерческой дорогой недвижимости тысяч на 30-50 человек. Кстати, сами латифундисты в большинстве своем давно покинули Россию и вместе с семьями живут в не самых дружественных странах, нередко уже с паспортами таких стран.
В 2016 году московские власти, очевидно откликаясь на чаяния землевладельцев, решили внести в генплан для присоединенных 3 тысяч гектаров параметры застройки масштабом в 7,5 миллионов квадратных метров. После грандиозного скандала при обсуждении проекта генплана они «отступили на заранее подготовленные позиции» и утвердили застройку в размере 3,5 млн квадратов. Как бы пошли навстречу жителям. Но и 3,5 миллиона – это колоссальная площадь. Она, например, равна совокупной площади всех помещений во всех небоскрёбах Москвы-сити. Застройка в таких объёмах уничтожит уникальную природу окрестностей Звенигорода и приведет к транспортному коллапсу и так уже перегруженной дорожной сети этой части Подмосковья. Но главная опасность – угроза водоснабжению всей столицы, которая неизбежно возникнет при планируемой массовой застройке пойменных земель Москвы-реки, главного источника питьевой водопроводной воды в Москве.
По данным Мосводоканала, почти 70% водопроводной воды столица получает из Москворецкого источника – т.е. Москвы-реки, которая питает Рублевскую, Западную и Юго-Западную станции водоподготовки, причем водозаборы находятся по течению ниже готовящегося к застройке Рублево-Успенского эксклава. И русло Москвы-реки проходит прямо посередине запланированных в пойме миллионов квадратных метров коммерческого элитного жилья. По действующим в РФ санитарным нормам источник питьевого водоснабжения – в данном случае Москва-река – должен быть защищен установленными зонами санитарной охраны (ЗСО). ЗСО регулируют режим землепользования в полукилометровой полосе вдоль основного водотока источника водоснабжения и его непосредственных притоков. По санитарным нормам ЗСО (их II пояс) должны защищать всё русло Москвы-реки и притоков на такое расстояние от водозаборов, чтобы вода текла по охраняемой пойме не менее 5 суток (т.н. время добегания).
Будущая мегазастройка Рублево-Успенского эксклава находится примерно на расстоянии полутора суток добегания воды до водозаборов 3 крупнейших станций водоподготовки московского водопровода. И именно в Рублево-Успенском эксклаве зоны санитарной охраны не установлены. Это «большой творческий успех» лоббистов элитного строительства и их «добровольных помощников» в правительстве Москвы. Надо заметить, что II пояс ЗСО не запрещает застройку в принципе. Он всего лишь вводит необходимые для защиты источника водоснабжения ограничения, которые, наверное, могут сделать проекты строительства несколько более дорогими, уменьшить их размах, отодвинуть от русла реки-кормилицы и т.д. Но жадность собственников земель в отторгнутом от области эксклаве такова, что никаких ограничений они терпеть не желают. На кону – триллионы рублей их доходов, ну и чистая питьевая вода для москвичей, которая может в одночасье перестать быть питьевой. Москвичи (которые ничего не подозревают) «как-нибудь перетопчутся», считают землевладельцы и их чиновные помощники.
Чтобы оставить без ЗСО эксклав, находящийся недалеко от водозаборов и выше по течению, московской бюрократии при соучастии подмосковной пришлось немало поломать голову. Краткая история вопроса такова. Санитарная охрана московского водопровода установлена несколькими постановлениями правительства РСФСР, принятыми в 1940-е-1970-е годы. Они де юре действуют до сих пор. В 1999 году право устанавливать и упразднять ЗСО было передано на региональный уровень. У московских (и подмосковных) властей была уйма времени, чтобы установить свои ЗСО в соответствии с действующими с 2010 г. федеральными санитарными правилами. Но никто не пошевелил и пальцем. Новые ЗСО не разрабатывались, старые попросту игнорировались. Когда Верховный суд начал отменять решения местных и региональных органов власти, ссылаясь на действующие акты правительства РСФСР, чиновники вытащили на божий свет «более поздний акт» - совместное Решение исполкомов Моссовета и Мособлсовета 1980 года. Этот акт понравился им тем, что он уточнял границы ЗСО в ближнем Подмосковье, на территории ЛПЗП – лесопаркового защитного пояса столицы, не далее 20-25 километров от МКАД. И на Рублево-Успенский эксклав – а это 25-40 км от Москвы – действие его никак не распространяется. Значит, там никаких ЗСО нет, как и связанных с ними ограничений. Географическая зона действия Решения 1980 года недвусмысленно обозначена прямо в его названии: «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП» (выделено мной АЕ). Границы ЛПЗП вполне и недвусмысленно определяются по картам и документам советского времени. Но это не мешает чиновникам на всех уровнях «врать в глаза», доказывая, что Решение 1980 года обеспечивает охрану источников водоснабжения во всем московском регионе. Чтобы избавиться от необходимости учитывать всё еще не отмененные постановления правительства РСФСР, мэр Москвы и губернатор Московской области в конце 2019 года приняли совместное постановление, которым объявили все документы советского времени «не подлежащими применению» на территории вверенных им регионов. Все, кроме Решения 1980 г. Так удалось «очистить» будущее поле мегазастройки от любых ограничений, связанных с ЗСО. Почему руководители двух крупнейших регионов фактически обслуживают интересы крупных частных землевладельцев и игнорируют угрозу водоснабжению столицы – это, как говорится, отдельный вопрос.
Демагогия чиновников сводится к такому набору стандартных тезисов:
- документы, устанавливающие ЗСО устарели; современные очистные сооружения сделают стоки от застройки более чистыми, чем вода в самой Москве-реке (тут вспоминается старая советская шутка о том, что начальство «какает шоколадом»);
- ЗСО десятилетиями не соблюдались, поэтому не надо и начинать;
- местные жители мешают реализации хорошего проекта развития Москвы, «город должен развиваться» и т.п.
Что касается современных очистных сооружений, то надо понимать, что аварии случаются на любых объектах всюду в мире. Зоны санитарной охраны служат для того, чтобы авария не превращалась в катастрофу для водоснабжения. В нашем случае такая катастрофа затронет миллионы москвичей.
Несоблюдение режимов ЗСО на протяжении десятилетий, на что ссылаются чиновники, не привело пока к катастрофе водоснабжения по причине большого запаса прочности системы московского водопровода, созданной в 1930-1970-е годы. Как говорят в частных беседах сотрудники Мосводоканала, пока что они еще могут, маневрируя потоками воды из 4 водохранилищ в верховьях Москвы-реки и Истры, компенсировать периодически случающиеся чрезвычайные ситуации. Но при увеличении числа таких ситуаций, в том числе, в силу запредельной нагрузки на очистные сооружения в результате массовой застройки, последствия будут ощущаться в квартирах большинства москвичей. А чрезвычайные ситуации уже происходят во все возрастающем количестве. Чего только стоит «фекальный кризис» на месте впадения реки Вязёмки в Москву-реку между поселками Горки-10 и Успенское. Несколько лет назад какое-то очень высокопоставленное лицо ночевавшее там на госдаче было поражено жутким зловонием, распространявшимся от воды. Следующие несколько суток МЧСники искали источник загрязнения. ГАИшники переловили в округе машины всех ассенизаторов, на которых пало подозрение. В конце концов, выше по течению Вязёмки была найдена канализационная труба одного из коттеджных посёлков, которая без малейшей очистки сбрасывала нечистоты в приток Москвы-реки. А что будет при аварии очистных сооружений после мегазастройки?
Что касается возмущения местных жителей по поводу «развития» Новой Москвы, то весь вопрос в том, как развитие понимают жители и как его понимают обслуживаюшие латифундистов московские чиновники. В лучших современных мегаполисах всего мира давно уже принято сохранять сельхозугодья и исторические ландшафты в пригородах, которые используются для рекреации и локального производства сельхозпродукции. Именно такое использование родных мест хотели бы видеть местные жители, выступившие с инициативой проекта «Звенигородский вектор», получившего поддержку властей Московской области. Кроме того, поля и луга, которые Москва собирается отдать под застройку – это та самая линия обороны Москвы, с которой началось контрнаступление советских войск в декабре 1941 года. И за превращение которой в мемориал по типу Бородинского поля также борются местные активисты. Так что на полях под Звенигородом опять пролегла линия обороны: с одной стороны – историческая память, патриотическое воспитание, рекреация и свежие продукты для москвичей, с другой – гетто для богатых, «развитие» как его понимают нувориши и коррумпированные чиновники.
И да, истцы – два дачных кооператива и три физлица, представляющие всех жителей окрестностей Звенигорода, не скрывают, что рассматривают установление ЗСО в Рублево-Успенском эксклаве как средство хоть немного ограничить аппетиты рвущихся к наживе владельцев пока еще сельскохозяйственных земель. Интересы истцов объективно совпадают с интересами миллионов москвичей, которые могут лишиться воды питьевого качества в своих квартирах, если застройка пойменных земель пройдет по проталкиваемым сегодня планам.
Иск в Мосгорсуд о частичной отмене постановления правительства Москвы, утвердившего правила землепользования и застройки без положенных по закону зон санитарной охраны был подан в 2018 г. С тех пор уже 5 лет продолжается судебная эпопея. Дело периодически частично «теряется» в первой инстанции «по вине технических работников», потом недостающие тома снова находятся, что затягивает рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Мосгорсуд, известный своей независимостью от мэрии, сначала попросту не дал ход иску, так как права истцов, по его мнению, не были нарушены. В переводе на простой язык – «вот убьют вас, тогда и приходите», то есть когда всё застроят и загадят воду, тогда и обращайтесь. Первый раунд закончился тем, что, пройдя все инстанции, истцы добрались до Верховного суда, и решения об отказе принять иск были отменены, а дело возвращено в Мосгорсуд для рассмотрения по существу. Во втором раунде Мосгорсуд принял иск к рассмотрению и… закрыл дело в предварительном заседании, ссылаясь на то, что его подали «ненадлежащие истцы», не имеющие никакого отношения к эксклаву. Дескать они живут в другом субъекте федерации (Московской области), и никакие их права не могут быть нарушены. Конечно, территорию буквально за заборами истцов «вырезали» из их региона и передали Москве!. 1-ый апелляционный и 2-ой кассационный суды решение оставили в силе. И вновь Верховный суд принял сторону истцов и обязал Мосгорсуд всё-таки рассмотреть дело всерьёз. В третьем раунде дело было рассмотрено Мосгорсудом уже подробно, но в закрытом заседании, поскольку какие-то «мудрецы» на федеральном уровне еще в 2017 году засекретили границы ЗСО – это имеет примерно такой же смысл как секретная дорожная разметка и ПДД с соответствующим грифом. Истцам опять отказали, ссылаясь на формальную сторону дела – то самое Решение 1980 года, которое якобы осталось единственным документом, устанавливающим ЗСО. Снова 1-ый апелляционный и 2-ой кассационный суды решение Мосгорсуда оставили в силе. Теперь от Верховного суда, куда истцы обращаются в третий раз, зависит: будет ли принято решение по сути правового регулирования или формальные уловки московских чиновников оставят главный источник московского водопровода без санитарной охраны, а ценнейшие исторические и природные ландшафты в пойме Москвы-реки под Звенигородом пойдут под бульдозеры и подвергнутся ковровой застройке в интересах имущих.