Марина Ноэль. О бизнес-коучинге в доступных терминах


Модное слово «коучинг» прочно вошло в лексикон наших соотечественников еще в середине 2000-х годов

Марина Ноэль. О бизнес-коучинге в доступных терминах
Модное слово «коучинг» прочно вошло в лексикон наших соотечественников еще в середине 2000-х годов, когда динамично развивающийся российский рынок активно впитывал новые знания и методики, успешно доказавшие свою эффективность в постиндустриальных странах «золотого миллиарда».



Если спросить о коучинге человека, занятого интеллектуальным трудом, но знакомого с вопросом лишь «шапочно», вероятно, он даст более или менее верное определение: «коучинг – это процесс тренировки, а коуч – тренер, «натаскиващий» своего подопечного на достижение нужного результата. Однако если мы углубимся в тему и спросим, чем в таком случае коуч отличается от бизнес-тренера, бизнес-консультанта или гештальт-психотерапевта, наш собеседник скорее всего «поплывет» и не сможет дать на вопрос четкого ответа. О том, что такое «коучинг» и для решения каких задач он предназначен, мы решили расспросить профессионального коуча Марину Ноэль.

– Марина, так что же все-таки это за наука – коучинг? Ведь и правда, для человека непосвященного разница между коучингом и бизнес-консалтингом, мягко говоря, не очевидна…

Существует достаточно много определений термина «коучинг». Одно из самых распространённых и коротких – тренинг самореализации в форме бесед. Некоторые считают, что коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Однако для меня наиболее близко определение коучинга, приведенное в Википедии, в котором наша наука обозначена как метод консультирования и тренинга , где коуч не даёт жёстких советов и рекомендаций , а ищет решение совместно с клиентом. Это определение наиболее отражает текущие тенденции в развитии коучинга, как прикладной дисциплины.

Если говорить об отличиях коучинга от бизнес-консалтинга, то их несколько. Главное из них в том, что в процессе тренинга и консультирования клиенту даётся конкретное решение и рекомендации. Коучинг же направлен на то, чтобы клиент в процессе беседы и открытых вопросов сам пришёл к правильным выводам и выработке оптимального решения, к новому видению ситуации и получил так называемый «инсайт».
В принципе, коуч и бизнес-консультант могут дополнять друг друга в своей работе, однако коучинг предполагает наличие более высокого уровня профессиональной экспертизы. Коуч помогает клиенту достичь поставленных целей, оказывает содействие в преодолении препятстсвий в работе, таких как временное снижение мотивации или потеря ориентиров.

Сам процесс коучинга состоит из трёх основных блоков:


1) Установка контакта с клиентом и создание атмосферы доверия;
2) Процесс обсуждения проблемы, во время которого клиент достигает большего осознания ситуации и видит проблему с других сторон, которые ранее были для него незаметны или не очевидны;
3) Нахождение путей выхода из ситуации и предложение возможных решений той или иной проблемы или задачи.

– В какие сферах деятельности применяется коучинг и каких целей он призван достичь?

Если раньше коучинг применялся для вывода человека из сложных жизненных ситуаций, чаще всего личностного характера, то современные тенденции коучинга призваны охватывать более широкий спектр проблем личностного, группового и профессионального характера. Сегодня коучинг используют все больше топ-менеджеров и предпринимателей для решения сложных бизнес-кейсов, для нахождения новых методов принятия решений, а также для более оперативного достижения результатов, непосредственно связанных с ростом и развитием бизнеса.

Это закономерное развитие коучинга в современных реалиях российской экономики. Ведь топ-менеджер или собственник бизнеса очень часто находятся в одиночестве в процессе принятия важнейших решений, они не всегда знают ответы на все вопросы. В таких случаях руководители обращаются к профессиональным коучам с прикладным опытом и сильным бэкграундом и уже вместе вырабатывают оптимальный алгоритм решения проблемы.


– Какие тренды в развитии и подходы к изучению коучинга в настоящее время существуют на российском рынке?


Главный тренд, это безусловно – широкое применение методов коучинга в командном развитии. Коучинг является эффективным методом развития команды, и чем раньше он будет внедрен, тем быстрее весь коллектив станет эффективным и успешным звеном организации. Очень перспективной и многообещающей тенденцией в методах коучинга в последнее время становится интеграция в него знаний и достижений науки о работе мозга и нейропроцессах , происходящих в сознании во время принятия различных решений.

– Вопрос для «чайников»: чем отличается хороший коуч от плохого?

Если говорить о характеристиках, которыми должен обладать хороший коуч, я бы выделила несколько критериев. Прежде всего, человек нашей профессии должен обладать умением внимательно слушать собеседника. Не менее важное качество – высокий уровень эмпатии, умение вовремя задать подходящий вопрос, чтобы достичь максимального результата в ходе коуч-сессии.

Следующим важным преимуществом коуча являются обширный жизненный и профессиональный опыт. Обладая фундаментальной теоретической базой и хорошими практическими знаниями коуч может быстрее и эффективнее помочь клиенту, привести его к правильным решениям наиболее коротким путем, экономя ему деньги и время. Несомненным плюсом для коуча станет знание корпоративной культуры, психологии. стратегического менеджмента и управления персоналом. Такие знания чрезвычайно необходимы для проведения групповых занятий.

Однако если говорить прямо, лучший критерий отличия хорошего коуча от плохого – наличие портфолио успешных кейсов и рекомендаций от довольных клиентов.


PRonline
+14.5